год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати

ТЕМА НОМЕРА


Бог живет в семье

Надежда Ермилова
24 года, редактор, корректор, переводчик


Придя в Церковь, люди вскоре начинают задумываться: Господь дал мне столько даров… Как я могу ответить на Его любовь? Что я могу сделать для Него? Конечно, вряд ли нужно объяснять, что Богу от нас не нужно ничего - кроме наших сердец. И желание отдать Ему не "что-то", а всю свою жизнь - не то чтобы естественно: оно даровано нам Богом. И вот, новообращенный христианин спрашивает себя: а как это - отдать жизнь Богу? Если он слышал много умных слов, он сможет сформулировать свой вопрос: "В чем мое призвание?"

 

К сожалению, обычно, слыша слово "призвание", мы автоматически решаем, что речь идет о призвании к священству или монашеству. О призвании к священству мы сейчас говорить не будем. А с монашеским призванием есть одна проблема: часто люди думают, что это - "настоящее", это Служение, это и есть Путь, а все остальное - это для тех, кто не дотягивает до подлинного служения. На самом деле, семья - тоже призвание, не менее прекрасное, чем призвание к монашеству. Если кто-то сомневается - подумайте о том, каким был путь святости Пресвятой Девы Марии и святого Иосифа.

Конечно, это была не вполне обычная семья. Мы знаем, что Иосиф и Мария в определенном смысле соединили путь монашества и путь семьи. Но Церковь всегда подчеркивала, что это соединение - не образец для слепого копирования. Пресвятая Богородица и святой Иосиф в традиции Церкви всегда были образом "обычной" семьи: папа, мама и ребенок.

Всемогущий Господь, конечно, мог бы прийти в мир уже взрослым человеком. Для Него, Который мог воплотиться от Девы, не составило бы проблемы воплотиться вообще без участия людей - все-таки Он Сам сотворил человека. Но Он восхотел прожить настоящую, простую человеческую жизнь. 

Почему Он выбрал такой вариант - самый простой, самый обыкновенный, самый скучный? Достаточно очевидно, что, не родившись, как все люди, Он не был бы человеком по-настоящему. Итак, понятно, что Мама была нужна. Однако Отец у Него уже был. И что же - Иосиф в этой истории просто ширма, он "взят в игру" только ради того, чтобы не пришлось объяснять, от кого ребенок у Марии? Или, может, он нужен для того, чтобы организовать поездку в Вифлеем, бегство в Египет, возвращение в Назарет, чтобы одеть и накормить Марию и Иисуса? Но тогда он всего лишь "мебель", предмет, о котором никто не думает, который приносит пользу - и всё. Это очень не похоже на Бога - просто использовать человека.

Нет, Иосиф не просто предмет интерьера, более того, он даже не просто муж Марии. Он действительно глава семьи. Зная культуру тогдашнего Израиля и характер Марии (который виден из Евангелий), можно с уверенностью сказать, что Мария была послушна Иосифу - не по обязанности, не из страха, но из любви. Говоря о послушании, я имею в виду не только и не столько принятие каких-то решений. В первую очередь речь идет о духовном руководстве. Может быть, это покажется странным - ведь мы столько слышим и говорим о добродетелях Марии, и кажется, что уж Она-то, Богородица, не нуждалась ни в каком руководстве… Конечно, в Ее отношениях с Богом была Тайна, в которой Иосиф не участвовал. Но духовная жизнь - не только выдающиеся события. Повседневная жизнь семьи ничуть не менее важна. А в повседневной жизни эта Семья ничем не отличалась от большинства других семей в Назарете. Как и в каждой еврейской семье, отец семейства был как бы священником для своей семьи. Во время семейной молитвы главная роль принадлежала именно мужу. Жена произносила лишь несколько слов.

Существует мнение, которое я не могу ни доказать, ни опровергнуть, но оно кажется мне очень интересным. В Евангелии от Матфея сказано, что Иосиф был "праведен" (Евангелие от Матфея, 1:19). На иврите слово "праведный" звучит как "цадик", а цадик - это не просто хороший человек, это человек духовный и знающий Писание. Если понимать это слово так, становится очевидно, что Иосиф никак не мог быть "бесплатным приложением" к Марии. Мария была в послушании у мужа не по традиции, даже не только из смирения. Он действительно был для Нее авторитетом, его мнение было важно для Нее. Именно такими видел их отношения и Господь. Не случайно после Благовещения в Евангелиях ничего не говорится о том, как Бог говорил с Марией. Все важные вещи Бог сообщает Иосифу: ему ангел советует бежать в Египет, ему ангел говорит, что можно вернуться домой, ему во сне открывается, что Семья должна поселиться в Галилее, в Назарете. Иосиф отвечает за свою Семью, он принимает решения - не сам по себе, но в общении с Богом - и воплощает их. Он действительно отец семейства.

Но что происходит в отношениях Иосифа и Иисуса? Господь хотел, чтобы у Него были Мама и папа. Иисус с детства знал, Кто Его Отец (Он Сам говорит об этом, см. Евангелие от Луки, 2:49), но на земле Он звал папой Иосифа. Как Мария учила маленького Иисуса ходить, умываться, одеваться - всему, чему учат детей матери, - так и Иосиф учил Его всему, чему может научить только отец. Конечно, он научил Его своему плотницкому ремеслу, но в первую очередь он дал определенный образец поведения, определенный взгляд на мир - и это был взгляд, обращенный к Богу и через Него - на все остальное. Никто не мог бы повлиять на отношения Сына и Отца, но земное, человеческое поведение формировалось благодаря отношениям с приемным отцом. Иосиф учил Иисуса молитве (мальчика должен был учить отец) - и хотя в Сердце Своем Иисус всегда был един с Отцом, Он запомнил и использовал слова иудейских молитв, которым учили Его Иосиф и Мария, и эти слова воплощали для Него тайну Его разговора с Богом. Иосиф учил Иисуса читать Писание, он рассказывал и объяснял Ему пророчества о Мессии. Мне кажется, что в словах Иисуса, которые мы читаем в Писании, слышен голос Иосифа - ведь жанр притчи очень распространен на Востоке, и, вероятно, именно Иосиф рассказывал Ему в детстве притчи (не Мария, потому что притча - не сказка, а научение; это прерогатива отца). В Евангелии сказано, что Иисус был в повиновении у Иосифа и Марии, и я думаю, что это повиновение, как и послушание Марии, не могло быть только внешним. Это действительно был человеческий опыт послушания в простых, человеческих вещах, в доверии и любви.

Наверное, любовь - все-таки ключевое слово. Все отношения в этой Семье пронизаны любовью - той, о которой говорил апостол Павел: любовью, которая не ищет своего, всему верит, всего надеется, все переносит и никогда не перестает. Той любовью, которая может быть только от Бога, потому что Он есть любовь.

Марию, Иосифа и Иисуса соединяют самые нежные и самые крепкие узы: они любят друг друга не только потому, что нравятся друг другу, но потому, что Бог подарил каждого каждому, Он соединил их, и поэтому они стали семьей. И так же Он соединяет каждую семью.

Хорошо, если ты, читая эти строки, видишь, как свет благодати Божией действовал и действует в твоей семье. К сожалению, чаще в наших семьях все получается совсем не так… Может быть, тебе кажется, что нормальные семейные отношения вообще невозможны, потому что твои родители не смогли сохранить любовь, а может, у тебя уже есть свой неудачный опыт… Но Господь обращается ко всем нам: и к тем, кто вырос в счастливой и единой семье, и к тем, кто не видел любви и не верит в ее существование, и к тем, кто строит свою семью в любви и мире, и к тем, кто пережил разрыв и не верит в возможность исцеления. Что бы ни было в нашей жизни - Он говорит каждому из нас: "Се, Матерь твоя" (Евангелие от Иоанна, 19:27). Его семья может стать твоей. Молитвами Пресвятой Богородицы и святого Иосифа Бог исцеляет наши раны, наши семьи. 

Да просветит нас и наши семьи свет любви Святого Семейства.

 

ВверхСчетчики

                Рейтинг@Mail.ru  


Счётчик © 2001 - . «Дорога Вместе»
Web-Master