год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати

Книга жизни


Кто мой ближний?

Антон Лакирев
катехизатор, преподаватель биологии в школе


С практической точки зрения в притче о милосердном самарянине важнее всего различие между тем, что понимает под словом "ближний" книжник, спрашивающий Христа о жизни вечной, и Сам Господь. Книжник, вполне в духе обычного человеческого мышления, полагает ближним того человека, который находится к нам в определенном отношении. Он ожидает в ответ слова, которое было бы в одном ряду с понятиями "родственник, друг, сосед, единоплеменник, единоверец". О необходимости помогать тем, кто рядом с нами, неоднократно говорит Священное Писание и Нового, и, особенно, Ветхого Завета. 

Нужно сказать, что позиция ветхозаветного закона в этом вопросе весьма возвышенна, он требует делать добро всем, от родни до беженцев, которых называет пришельцами в земле нашей. И все же ветхозаветное сознание не отличается в этом от образа мыслей всех людей. Оно предполагает наличие все более широких концентрических кругов людей, которые располагаются ближе или дальше от тебя самого. В собственном смысле слова ближними человек, в том числе и ветхозаветный, считает родных и друзей. К ним мы готовы относиться со всей доброжелательностью, даже с любовью. "Не то же ли самое делают и язычники?" - спрашивает Господь.

Впрочем, Ветхий Завет, по сравнению с языческими верованиями и нравами, существенно расширяет этот круг. Не только родня и соседи, но и вполне посторонние единоплеменники должны считаться ближними. Даже раб и бесправный пришелец - тоже люди, поэтому ты и к ним должен относиться по-человечески, то есть как к своим ближним. Таким образом, Ветхий завет подводит ответ на вопрос "Кто мой ближний?" к предельному: "любой человек, оказавшийся рядом".

Господь же завершает притчу о милосердном самарянине ответным вопросом книжнику: "Кто из троих стал ближним попавшемуся разбойникам?" Синодальный перевод в этом стихе несколько приблизителен. Греческий же текст содержит не глагол "быть", но глагол "становиться, рождаться, делаться". Господь говорит о том, что ты стал ближним человеку потому, что он нуждается в твоей помощи.

Дело не в отношениях близости или родства, а в отношении потребности в другом человеке. Мало того, Он подчеркнуто переворачивает понятие: не попавшийся разбойникам стал ближним одному из трех путников, - это было бы вполне в духе Ветхого завета. Напротив, один из них стал ближним ему. Таким образом, в центре определяющих понятие "ближний" кругов Господь ставит не тебя, а другого, того, кто в тебе нуждается. Ближний, таким образом, не тот, кому ты хотел бы что-то дать. Ближний - даже не тот, кому ты мог бы дать что-нибудь. Ближний - тот, кому ты нужен.

И здесь важно вспомнить, как апостол Павел называет уверовавших "сограждане святым и свои Богу". Мы становимся ближними Богу потому, что нуждаемся в Нем. И Он предлагает нам определять ближнего так, как Он Сам это делает, то есть следовать Его путем, быть подобными Ему.

 

ВверхСчетчики

                Рейтинг@Mail.ru  


Счётчик © 2001 - . «Дорога Вместе»
Web-Master