год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати

Струна 


Свеча за стеной
Концерт Роджера Уотерса в Москве

Петр Дмитриевский


В мае в Москве выступил с концертами легендарный основатель Пинк Флойд Роджер Уотерс. Программа "In The Flesh" представляла ретроспективу всего созданного им за долгие годы: в нее вошли и классические песни Пинк Флойд, и песни с сольных альбомов. Оформление шоу было довольно скромным. По словам Уотерса, он сделал ставку на "квадро-стереофонический звук и воображение зрителя". Мне было сложно представить, что кроме меня и моих друзей кто-то еще в Москве помнит про старину Роджера, и я подумал, что организаторы зря замахнулись на десятитысячный "Олимпийский". Однако на стадионе был полный аншлаг. Публика была очень неоднородной - оказалось, что Пинк Флойд у нас в стране слушают не только "старички". 

Роджер Уотерс родился в 1943 году. Его отец умер во время второй Мировой Войны, и эта утрата пройдет затем сквозь все его творчество. Мать отдала Роджера учиться в очень строгую старомодную школу для мальчиков, о чем он тоже не раз споет в своих песнях. В начале 60-х Роджер начинает играть музыку. До 1984 года имя Роджера Уотерса было неразрывно связано с Пинк Флойд, однако его очевидное доминирование в текстах, а затем и в музыке все больше и больше раздражало остальных участников группы, особенно Дэвида Гилмора. В 1983 году вышел последний совместный альбом PF с говорящим названием "The Final Cut" ("Последний отрезок"). Несколько лет между бывшими друзьями продолжалась тяжба по поводу прав на название Pink Floyd, и в 1987 году оно досталось Гилмору и Ко. Понимая, что лишается коммерчески успешного названия, Уотерс все же решился начать сольную карьеру. В своих интервью музыкант вспоминает об этом сложном периоде в своей жизни: "Никогда не забуду, как играл в Цинциннати в зале на восемь тысяч мест, куда пришло всего полторы тысячи слушателей, а на следующий день мои бывшие коллеги давали концерт на футбольном стадионе при полном аншлаге".

Пинк Флойд без Уотерса отказались от концептуальной лирики и занимались созданием просто гипнотической и красивой пост-психоделической музыки. Уотерс в своих работах продолжил развитие жанра остросоциального радиотеатра.

Одна из центральных тем песен Уотерса - свобода человека. Английская школа, в которой учился Роджер, сформировала в нем вечного борца за права. "Нам ничего не оставалось, как восставать против жесткой школьной системы", - вспоминает Роджер. Отрывок из фильма "Стена", где школьники крушат ненавистную школу, уже более 20 лет регулярно показывают по MTV. Неслучайно, что Роджер недавно принялся за работу над оперой "Са Ира", посвященной событиям французской революции. Уотерс протестует против всего, что отрицает свободу человека - против тоталитарных политических систем, против казарменных школ, против тупой, жестокой и самодовольной религиозности, против оболванивающей массовой культуры.

Заклятый враг Уотерса - телевидение, изменяющее восприятие действительности, навязывающее человеку мысли, ценности и желания. Оно манипулирует людьми с помощью чувства вины и жадности. Телевидение вызывает в нас жалость, но не рождает желание что-то изменить. В человеке лишь растет жажда зрелища: люди готовы даже "купить билеты в первом ряду на Голгофе". В альбоме "Amused to Death" Уотерс поет о том, как развлечение убивает дух. Все в жизни начинает рассматриваться, как удачный или неудачный кадр, который можно продать - даже война и смерть.

В духовных поисках Роджера, как и в политических взглядах, очень мало позитивного, но протестует он против, действительно, разрушительных и опасных вещей. Уотерс выступает против такой религии, которая освобождает человека от личной ответственности. "Я верю, что, по крайней мере, в какой-то степени, судьба человека в его руках. Я хочу иметь возможность распоряжаться своей судьбой, но многие люди не хотят", - говорит Уотерс в одном интервью

Больше всего Уотерса раздражает, когда люди ссылаются на Божью волю ради оправдания своей жестокости, тех или иных политических решений, жажды власти. Песня "Чего хочет Бог", отчасти, - ответ Президенту Бушу, заявившему перед началом операции "Буря в пустыне", что Бог на стороне американцев, а не Ирака. В этой песне Роджер отвечает людям, считающим, что можно обладать Богом, что Бога можно втянуть в свою игру, заманить на свою сторону. Размышляя в этом направлении, Уотерс, к сожалению, приходит к полному релятивизму. Любая религия для Уотерса - не более чем догма. Роджер пишет: "Я сам не приверженец какой-либо конкретной религиозной догмы. Если Бог существует, я подозреваю, что Ему не интересно, кто победит на выборах - демократы или республиканцы, или правильно или неправильно союзникам бомбить Багдад. Он думает о другом". Реальность церковной жизни дает музыканту немало поводов для пародии. В одной из его песен проповедник, обращаясь к толпе, говорит: "Давайте соберемся единой телеаудиторией вокруг меня силою денег и молитвы!" Телеаудитория вместо Церкви. Деньги вместо Бога.

Уотерса расстраивает любая религиозная догма, не прожитая, не продуманная человеком лично: "Очень важно не принимать автоматически догму от предыдущих поколений, важно смотреть на вещи прямо, лицом к лицу. Это то, чего мы стараемся не делать, как мне кажется". Главный герой последнего альбома "До смерти развеселились" - прикованная к телевизору обезьяна, записывает урок в тетрадку и принимает догму, не задавая никаких вопросов. Обезьяна - образ невинной непосредственности, но одновременно карикатура слепого повторения и неожиданной бессмысленной жестокости.

Хотя в целом Уотерс пишет довольно мрачные тексты, он надеется, что его творчество вызовет духовную перемену в людях: "По крайней мере, я надеюсь, что эта перемена происходит во мне". Вот что он говорит в одном из интервью: "Ответственность искусства в том, чтобы устанавливать взаимосвязи. Я надеюсь, что мои песни могут осветить не только мою жизнь, но и жизнь людей, которые меня слушают. В песне "Echoes" есть такие слова: "Два незнакомца идут по улице. Случайно они встречаются глазами. Я - это ты, и то, что я вижу - это ты". Для меня в моей работе самое важное - эта взаимосвязь. Не только взаимосвязь с другими мужчинами, женщинами и детьми, но и с Тем, Кого бы вы ни называли Богом".

Над концепцией своего будущего альбома Уотерс стал думать после написания песни "Каждая Маленькая Свеча". Это песня о том, что "у каждого из нас внутри есть дрожащее пламя, которое может осветить кусочек темноты. Каждый из нас так же важен, как и другой, и каждый призван провести свой, возможно, единственный прекрасный мазок на большой картине. У меня сильное чувство, что это нас как-то объединяет".

Но пока новый альбом Уотерса не вышел, мне очень не хватает позитива в его песнях. Робкие ноты "Свечи" еле слышны из-за толстой Стены. Видимо, талантливо написать о том, что вокруг все ужасно, проще, как легче написать удачную пародию, чем придумать хорошее стихотворение о любви. Но как бы то ни было, альбомы Уотерса я очень люблю не только за прекрасную музыку, но и за то, что они предупреждают человечество об очень опасных вещах и призывают к активному поиску и личной ответственности. Я думаю, что по-настоящему честный поиск рано или поздно приводит человека к Богу. Именно к Богу, а не к навязанной кем-то догме.

год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга