год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати

События


Мир - это Имя Божие

Рассказ об Общине Святого Эгидия
и о молитве о мире в Аахене 7-9 сентября 2003 г.

Светлана Файн


4 октября - день памяти Святого Франциска Ассизского, но и не только. Это еще и национальный праздник Мозамбика, День Мира. И как ни странно, между этими событиями есть связь.

В течение 16 лет в Мозамбике, небольшой стране на юге Африки, шла гражданская война. Сражающиеся стороны - прокоммунистическое правительство и антикоммунистическая оппозиция - и слышать друг о друге не желали; одни считали правительство незаконным и антинародным, другие считали оппозицию вооруженными бандитами. Мир между ними казался невозможным. За годы войны погибло около миллиона человек, более четырех миллионов стали беженцами, а экономика страны была разрушена настолько, что Мозамбик стал беднейшей страной мира.

И вот мирный договор в этой стране был подписан в день святого Франциска, 4 октября 1992 года. Его подписанию предшествовали два с половиной года переговоров в старом римском монастыре Святого Эгидия, ставшем домом для Общины мирян, которая так и называется - Община Святого Эгидия. Это необычный мир - заключенный при посредничестве церковной общины, не обладающей ни политическими, ни финансовыми или военными рычагами воздействия, не имеющей иной силы, кроме силы Евангелия, любви и молитвы.

Община Святого Эгидия родилась в 1968 году, когда 18-летний студент римского лицея Андреа Риккарди (ныне - историк, профессор университета) собрал своих друзей и знакомых, в основном, - студентов, чтобы вместе читать Евангелие, молиться и размышлять о том, как быть учениками Христовыми в современном мире. Постепенно они, дети из благополучных семей, открыли для себя другой Рим - Рим трущоб и бараков, где жили бедные семьи выходцев с юга Италии, - и стали заниматься с детишками, учить тех из них, кто не мог или кому не разрешалось учиться в школе. Они подружились с этими детьми и их семьями. С тех пор Община выросла и насчитывает более 40 тысяч членов в 60 странах мира, ее горизонты расширились, но сердце осталось прежним.

С первых шагов Общины пример Святого Франциска Ассизского был близок ей: его полное доверие Евангелию и стремление воплотить его в жизни, любовь к бедным и нищим, жажда мира, приведшая Франциска в разгар крестовых походов в стан турецкого султана. Это же стремление к миру, а еще давняя дружба со многими мозамбиканцами и знание не понаслышке об их страданиях (ведь еще в

1980-е годы в Мозамбике появились первые общины Святого Эгидия) и побудили Общину взяться за трудное дело - способствовать встрече враждующих сторон и стать посредниками на переговорах о мире.

Отсылая к библейской истории Иосифа и его братьев, основатель Общины Святого Эгидия и один из посредников в переговорах между воюющими сторонами в Мозамбике Андреа Риккарди сказал обеим делегациям в начале переговоров: «Сегодня перед нами два брата, два члена одной семьи. В последние годы они шли разными дорогами, боролись друг с другом. (…) Конфликты с чужими проходят, между братьями же все оказывается труднее. Но всегда, несмотря на все страдания, они остаются братьями. И это объединяет - вы братья-мозамбиканцы, - члены одной большой семьи». В поисках мира Община всегда руководствовалась подходом папы римского Иоанна XXIII: «Искать то, что соединяет, и откладывать в сторону то, что разделяет».

Уже 11 лет Мозамбик живет в мире. А значит, это возможно.

После подписания мирного договора в Мозамбике на пресс-конференции одна американская журналистка спросила: «Как давно Община Святого Эгидия перестала помогать бедным и занялась дипломатической деятельностью?» Но Община Святого Эгидия никогда не переставала ни молиться, ни помогать бедным - т.е. быть самой собой. Каждый день Община Святого Эгидия собирается на вечернюю молитву - слушать Слово Божие и приносить Господу в молитве всех бедных: одиноких стариков, в своих домах и в интернатах, брошенных детей, бездомных, нищих, инвалидов, иммигрантов, заключенных - всех, с кем знакомы и с кем еще не знакомы люди из Общины. Но бедные для Общины Святого Эгидия - не социальная категория, и уж тем более, не социальная проблема, а конкретные люди со своими именами и историями, члены большой семьи Общины.

И, как и мир в Мозамбике, каждое служение начинается со встречи с конкретным человеком. Больше двадцати лет назад на римском вокзале Термини члены Общины подружились с Модестой Валенти. Она была бездомной и там и жила - на вокзале. А когда она почувствовала себя плохо, ей вызвали «Скорую». «Скорая» приехала, но помощь оказывать не стала: Модеста была слишком грязной и вшивой. Она так и умерла - на вокзале. С тех пор прошло двадцать лет. Уже давно Община приносит бутерброды и горячую еду «друзьям Модесты» - бездомным во многих городах мира, и это не благотворительная акция, а дружба. В Риме Община знает всех бездомных по именам. А в день смерти Модесты при большом стечении народа, как бездомного, так и «домашнего», на торжественной литургии поминаются все, кто умер на улице за последнее время, потому что никто не забыт Богом, чтобы никто не был забыт людьми. На вокзале Термини Модесте недавно открыли памятник, наверное, первый памятник бездомному. В этом году ей посвящен и необычный путеводитель по Риму, регулярно издаваемый Общиной, - путеводитель для бездомных «Где поспать, поесть, помыться».

На недавней встрече в Москве Жан Ванье, основатель общин «Ковчег» и «Вера и свет», говорил, что для диалога нужно, в первую очередь, понять боль другого. И это правда: именно близость к бедным, умение понимать их страдание и помогает Общине святого Эгидия понять страдания народов от войны и учит с терпением, любовью и фантазией искать пути мира. Ведь служение бедным тоже строит мир, преодолевая стену отчуждения между богатыми и бедными, благополучными и устроенными - и всеми покинутыми.

Еще один путь - путь мира между людьми разных религий, конфессий, культур, стран и языков.

Все началось в октябре 1986 года, когда Иоанн Павел II пригласил в Ассизи, город Святого Франциска, представителей основных мировых религий и всех христианских конфессий, чтобы молиться о мире и вместе сказать всем, что религии хотят мира, а не войны.

Община Святого Эгидия почувствовала тогда, что это событие не должно быть единичным, прекрасным, но остающимся в прошлом, и предложила продолжить путь Ассизи. Уже 17 лет, с 1987 года, каждый год Община организует подобные встречи - это своего рода паломничество мира, продолжающееся из года в год и проходящее через многие города: Рим, Флоренцию, Варшаву (в 50-ю годовщину начала Второй мировой войны), Брюссель, Бухарест, Лиссабон, Барселону, Палермо и другие. В этом году, с 7 по 9 сентября, такая встреча прошла в Аахене (Германия) и называлась «Между войной и миром: встреча религий и культур».

В Аахен съехались многие: Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий IV, кардиналы Каспер, Эчегерай и др., многие православные и католические иерархи и протестантские лидеры, видные представители и духовные лидеры мусульманского мира, иудаизма и буддизма, писатели и ученые из различных стран мира (в их числе и польский режиссер Кшиштоф Занусси). Во встрече принимала участие представительная делегация Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, главой Отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата. Приезд митрополита Кирилла стал важным событием для всех гостей и участников встречи. Он выступал на открытии форума и на круглом столе «Католики и православные перед вызовом экуменизма» и сказал, что надежда митрополита Никодима (Ротова), кардиналов Виллебрандса и Беа и других «авторов» межконфессионального диалога на братство христиан - еще жива. Митрополит говорил о важности веры в современном мире, о том, что нельзя строить жизнь только на материальных либеральных ценностях.

Выступая на открытии встречи, основатель Общины Святого Эгидия Андреа Риккарди говорил о пессимизме и о надежде: «Вокруг нас слишком много пессимизма, его часто протаскивают «контрабандой», выдавая за «реализм». Пессимизм - дурная школа для молодежи и плохой советчик в принятии решений. Он заставляет считать неизбежными войны и бедность сотен миллионов человек». Нужно «иметь смелость зажечь огни надежды в мире, научить его мечтать, мечтать о ми-

ре - самой прекрасной и реалистичной мечте человечества». А французский философ Режи Дебрей сформулировал ожидания людей неверующих и светских: «Религиозные деятели должны разбудить нас. Мы «курим опиум для народа»: СМИ, деньги, всевозможные политические и экономические интересы, развлечения. У нас слишком много правителей и слишком мало пророков. Религиозные деятели, менее связанные с властью и более авторитетные, призваны стать «закваской в тесте».

Как обычно, самой молитве предшествовало полтора дня напряженного насыщенного обсуждения различных тем: будущего Европы, положения в Ираке, на Ближнем Востоке, в Кот д'Ивуар, смертной казни, лечения СПИДа в Африке, диалога православных и католиков, верующих и неверующих, мусульман и христиан, солидарности, наследия мучеников, молитвы о мире и многих-многих других.

Слова халдейского епископа Багдада Шлемона Вардуни донесли до участников встречи трагедию Ирака: «Уже двадцать лет у нас идет война. Мы устали, надоело все это. У нас нет ни правительства, ни законов. Нет света, лекарств и воды. Сначала был грабеж, теперь терроризм». Он говорил, что единственный выход он видит в начале межрелигиозного диалога; и в Аахене он впервые встретился с представителями шиитов и суннитов.

В круглом столе на тему отмены смертной казни участвовала сестра Элен Прежан, история дружбы которой с одним приговоренным к смерти легла в основу фильма «Dead Man Walking» («Мертвец идет»).

А на круглом столе, посвященном наследию новомучеников, прозвучало предложение установить общий день памяти новомучеников во всех христианских Церквах.

На этих ежегодных встречах, которые организует Община Святого Эгидия, люди, принадлежащие к различным религиозным и культурным традициям, могут пытаться выслушать и понять друг друга, не замыкаясь на своих проблемах, но стараясь увидеть страдания других, и через это вместе искать пути мира в «духе Ассизи» - духе глубокого уважения к культурным и религиозным различиям, желания терпеливо идти по пути дружбы и взаимопонимания. Эти беседы помогают каждому открыть глубокие источники мира в своей религиозной традиции. Постепенно создалась группа друзей, постоянно участвующих в этих встречах. Несмотря на различия, они поставили перед собой общую цель - свидетельствовать о стремлении людей из разных церквей и религий к миру. Дружба эта укрепляется и расширяется: если на первой встрече в Риме в 1987 году участвовало 40 гостей, то в 2003 году в Аахене их было уже 520.

Затем, после пленарных встреч, круглых столов и пр., наступает, пожалуй, самый главный момент встречи - молитва о мире. В разных местах, в соответствии со своими собственными религиозными традициями, но одновременно (хотя и в разных помещениях) молятся о мире христиане, иудеи, мусульмане, буддисты, индуисты и синтоисты. А затем, сливаясь в единое мирное шествие, направляются к центральной площади города, где и происходит заключительная церемония. Наряду с епископом Аахенским и основателем Общины Святого Эгидия Андреа Риккарди, выступает Беатрис, простая женщина из Либерии, в юности потерявшая все и бежавшая от гражданской войны в своей стране, в Кот д'Ивуар, где и познакомилась с Общиной Святого Эгидия и обрела смысл в жизни, помогая другим, еще более бедным, чем она. А в ее родной Либерии этим летом была новая вспышка конфликта, и Беатрис ничего не знает о вернувшихся туда родителях. В ее выступлении звучит страдание от войны и надежда на мир.

Затем читается обращение участников встречи «Призыв к миру»: «Мир заложен в глубине наших традиций. Мир - это одно из имен Божьих. Мы попробовали прислушаться не только к своим страданиям, но и к страданиям других. И поэтому сегодня мы твердо и деятельно вновь выбираем трудный путь диалога в мире, который, кажется, предпочитает столкновение. Диалог - тот путь, который может спасти мир от войны... Диалог - не выбор трусов, которые боятся воевать. Он не ослабляет ничью идентичность. Диалог заставляет каждого видеть лучшее в другом и утверждаться в лучшем в себе», - говорится в нем. Дети, иммигранты, те, кто больше всего страдает от войн и насилия, берут текст призыва у религиозных лидеров и передают его политикам. Религиозные лидеры подписывают призыв и зажигают свечи на больших подсвечниках, а заканчивается все объятием мира, как среди гостей, так и на переполненной народом площади. Все очень просто, но в этой простоте, в столь разных людях, молящихся рядом и обнимающих друг друга - образ мира и согласия, того мира, для которого мы созданы. «Это растение, выросшее в искусстве диалога, которое сегодня приносит плоды мира, - сказал на закрытии встречи основатель Общины Святого Эгидия Андреа Риккарди. - Это плодовитое дерево мира, знак надежды. Нужно заботиться об этом растении. Нужно растить его на земле своей родины, на обедневших от войны землях, на землях многих конфликтов и нищеты… И в эти дни терпеливое понимание и слушание друг друга сделало много разных людей единым народом мира».

 

ВверхСчетчики

                Рейтинг@Mail.ru  


Счётчик © 2001 - . «Дорога Вместе»
Web-Master