год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати

Соль земли


«ЕДИНСТВО - ВОПРОС НАШЕЙ СВЯТОСТИ»

Светлана Журавлева


В начале июня этого года мне довелось участвовать в конферен­ции Всемирного братства право­славной молодежи «Синдесмос», которая проходила в католическом монастыре Бозе, в Италии, между Миланом и Турином.

Название конференции можно перевести буквально как «Право­славно-католический молодежный обмен», собственно, это и было те­мой конференции. И, наверное, не случайно местом проведения этой встречи был выбран монастырь Бо­зе - место обитания удивительной общины, о которой мне хочется рассказать.

 

Первое, что встречает путника, (прибывшего в Бозе - восхитительная красота этого места. Красота ок­ружающей природы - возвышаю­щиеся со всех сторон сиреневые го­ры с белыми прожилками снегов, ласковое небо (даже в самые жар­кие дни зной не был палящим), по­стоянные ароматы цветов и трав; красота всего, что создано людьми: домиков и церковных зданий, ог­ромное количество цветов, - все дышит удивительной гармонией, миром и покоем. Смотришь на эти здания, клумбы - и думаешь: с ка­кой любовью здесь все устроено!

А еще... православные иконы, уютно расположившиеся в самых разнообразных местах: в монастыр­ских двориках, в залах для встреч и, конечно же, в церкви..- Такие привыч­ные, родные и, в то же время, какие-то необычные - словно давно знако­мая реальность видится вдруг новы­ми глазами. Прямо у входа в монас­тырь можно увидеть большую икону, изображающую св. Пахомия, св. Ва­силия и св. Бенедикта - святых, чей духовный опыт является основопола­гающим для жизни общины.

Община Бозе возникла в 1965 г., вскоре после Второго Ватиканского собора. Энцо Бьянки был тогда сту­дентом, изучающим экономику в Ту­рине, и он хотел активно участвовать в политической жизни как христиа­нин. (В те годы Христианская Демо­кратическая партия была на перед­нем плане итальянской политичес­кой жизни.) Несколько раз в неделю небольшая группа студентов-хрис­тиан собиралась дома у Энцо: они вместе читали Библию и изучали ма­териалы Второго Ватиканского со­бора. В этой группе было несколько православных студентов из Греции, которые учились в Италии, а также несколько христиан из реформат­ских церквей.

Понемногу у некоторых из них начал открываться интерес к мона­шеской жизни. Энцо пришел к убеж­дению, что его призванием одно­значно является монашество, и на­чал искать место, где можно посе­литься. Они с друзьями нашли за­брошенную романскую церковь не­подалеку от Бозе и начали ее реста­врировать. В декабре 1965 г. он по­селился в одном из домов в Бозе, который был тогда частью почти за­брошенной фермы. Трое друзей, ко­торые собирались поселиться вме­сте с Энцо - две девушки и один юноша, - в последний момент пе­редумали, и он остался один.

В течение последующих трех лет Энцо жил в Бозе в одиночестве, об­рабатывал маленький сад и молился три раза в день, как и сегодня мо­лится община. Он не считал свое одиночество чем-то особенно труд­ным, даже находил в нем радость. В первые годы он побывал в несколь­ких монастырях и христианских об­щинах: на горе Афон, в Тамье (траппистский монастырь во Франции), в общине Эммаус в Руане, в общине Тэзе. Через три года одиночества, в 1968 г., когда он уже потерял надеж­ду, что кто-нибудь еще придет жить вместе с ним, к нему присоединились двое братьев, один из которых был швейцарским реформатским пастором, и одна сестра. Так нача­лась община.

Сегодня эта община насчитывает около семидесяти человек - брать­ев и сестер. С самого начала суще­ствования общины для нее был ва­жен призыв к единству Церкви, опыт узнавания другой церковной тради­ции. Отсюда эти замечательные иконы, отсюда живой и искренний интерес к православной духовности.

«В течение этой недели мы дели­лись нематериальными дарами, из которых самым важным был дар по­нимания. Узнавая новое друг о дру­ге, мы становились как зеркала, способные видеть другого, глядя друг другу в лицо», - звучало на конференции.

Также для жизни общины очень важно молитвенное изучение Свя­щенного Писания. Во время конфе­ренции мы могли присоединиться к молитвам общины, проходящим три раза в день в главной церкви. Во время молитв все братья и сестры облачаются в просторные белые одежды - в знак того, что это время особо посвящается Богу - тогда как обычно они носят современную, только очень скромную, одежду. Все молитвы построены на Священном Писании и представляют собой осо­бым образом подобранные библей­ские отрывки, которые братья и сес­тры удивительно красиво поют.

Молитва, труд, прием многочис­ленных паломников - вот ритм жиз­ни общины. Эти моменты были и для нас возможностью познакомиться с жизнью Бозе. Да, и работа тоже! Братья и сестры содержат внуши­тельное хозяйство: многочисленные теплицы с овощами и ягодами, что­бы кормиться самим и кормить па­ломников, варить варенье (которое продается туг же, в маленьком мага­зинчике), мастерские, где изготав­ливаются крестики, иконы, керами­ка. В первый же день наше внимание привлекло небольшое панно в мона­стырском дворике, состоящее из не­скольких десятков керамических плиток, на каждой из которых был отпечаток листа какого-нибудь де­рева или травы, и имя: имя человека, который был в Бозе, и оставил ка­кой-либо значительный след в жиз­ни общины. Там встречались знако­мые имена, в частности, митрополи­та Антония (Сурожского).

Почти каждый день в течение трех часов мы работали вместе с братьями и сестрами из общины: кто-то вырезал деревянные крести­ки в мастерской, кто-то собирал клубнику, кто-то обрабатывал со­бранные ягоды для варки варенья. И хотя в материальном плане, навер­ное, это не являлось ощутимой по­мощью для общины, для нас была важна сама возможность прикоснуться к жизни общины, хоть немно­го потрудиться для нее и, конечно, пообщаться с братьями и сестрами.

Позже, при подведении итогов конференции, кто-то из членов об­щины говорил: «...То, что мы разде­ляли друг с другом повседневную жизнь, позволяло нам лучше узна­вать друг друга. Все мы дети Божьи, и Он помогал нам узнавать друг дру­га через эти простые действия. Так­же мы узнавали и принимали с ува­жением наши различия: более пол­ное знание о наших различиях помо­гало нам строить единство».

Надо сказать, вся программа конференции была построена таким образом, чтобы дать нам как можно больше возможности общаться друг с другом.

Это и многочисленные прогулки, экскурсии (одна из них мне особен­но запомнилась: поездка в монас­тырь Сан-Микеле, где нам замеча­тельно рассказали об истории этого места, начиная с ледникового пери­ода; отец Марио приглашал людей из числа слушателей, чтобы «разыг­рать» в лицах легенду о возникнове­нии монастыря. Такой рассказ не­возможно забыть! После этого мы поехали в Турин, где нас сердечно принимали в католическом приходе

собора Марии Консолата (Утеши­тельницы), а затем мы побывали в Туринском Соборе, где хранится Плащаница). Это и песни под гитару на поляне возле старинной церкви (той самой, с которой началась об­щина Бозе), вечером, в свете огром­ных фонарей - в самый первый наш вечер, и в конце конференции. Че­рез эти песни, самые разнообраз­ные (иногда в них прямо пелось о Боге, иногда это были просто лири­ческие или даже очень веселые пес­ни), мы тоже знакомились друг с другом, представляли наши страны и наши общины.

И, конечно же, всевозможные «круглые столы». Иногда это были дискуссии в чистом виде, иногда они начинались с чьего-либо вы­ступления на определенную тему, или же это могла быть встреча с кем-то из общины. В самый первый день мы рассказывали друг другу о том, кто как узнал об этой встрече, почему решил сюда приехать. При этом никто из участников не мог «спрятаться», «отмолчаться» - ве­дущие встречи просили высказать­ся всех, сказать хотя бы несколько слов от сердца. Хотя это не всегда было легко, сейчас я понимаю, на­сколько это было важно - услышать мнение каждого.

Несколько встреч проводила се­стра Феоктиста, православная мо­нахиня родом из Англии, ныне живу­щая в монастыре в Греции. Первая встреча называлась «Единство во Христе - смысл Евхаристии». Меня поразили ее слова, с которых она начала разговор, о том, что она чув­ствовала боль от того, что в этот воскресный день мы не могли при­чащаться во время мессы вместе с нашими братьями и сестрами. (В тот день несколькими часами раньше была православная литургия.) Во время встречи говорилось о том, что Евхаристия - это опыт Царства Небесного, и Бог находит способы собрать нас вместе, даже если мы разделены; что разделение - это последствие наших грехов; что же­лание единства - это дар Христов, который расцветает в наших сердцах, это то, чего Господь желает для Своей Церкви. Мы должны помнить о том, что для большинства из нас принадлежность к той или иной церкви - Православной или Католической - определяется по факту который расцветает в наших серд­цах, это то, чего Господь желает для Своей Церкви. Мы должны помнить о том, что для большинства из нас принадлежность к той или иной церкви - Православной или Като­лической - определяется по факту рождения, а укорененность в своей традиции позволяет нам вступать в диалог с другими церквами.

Другая встреча была посвящена монашеству. Для меня выбор такой темы был слегка неожиданным, од­нако во время встречи было сказано много важных и интересных вещей: мне эти размышления напомнили о том, что монашество - это не какой-то отдельный и замкнутый мир, ото­рванный от реальной жизни. Во-пер­вых, это призвание, возможное для любого христианина в любую эпоху, в том числе и в наши дни; во-вторых, в монашеском опыте есть много важного не только для самих мона­шествующих. Здесь есть о чем по­размышлять, есть, чему поучиться - сестра Феоктиста пригласила нас к таким размышлениям. Она начала свое выступления с краткой истории монашества, прежде всего, с еван­гельского обоснования: пример со­рокадневной молитвы Иисуса в пус­тыне, пример Иоанна Крестителя, призыв Иисуса к богатому юноше - продать имение и следовать за Ним.

Что же такое монашеская жизнь? Это сочетание молитвы и работы (как и в общине Бозе) - причем не так важно, что ты делаешь, важнее не терять связи с Богом. Это дис­циплина и послушание - как основ­ные принципы жизни. Это прием па­ломников - существенная часть жизни монашеской общины. Это по­стоянное возрастание в смирении - смирении не в смысле нелепого са­моуничижения, но «настоящее сми­рение - свобода от себя». Очень важно в монашеской жизни то, что люди живут не поодиночке, а в об­щине - тогда, как и в семейной жиз­ни, становится видно, каков ты на самом деле, проявляются наши раз­личия и исчезают всякие маски. Мы учимся смотреть на себя глазами

других. При этом монашество при­звано играть особую роль в единст­ве Церкви - братья и сестры, такие разные, живут в одной общине, пре­одолевая собственные различия, чтобы они не разрушали единство общины, и поэтому могут молиться о даре единства для Церкви. И личная, и общинная молитва в монашеской жизни одинаково ценны.

А сегодня? Монашество - это и социальные служения, и пример полной отданное Богу, и напоми­нание о простоте жизни. В ходе раз­говора один из братьев Бозе сказал:

«Если кто-то приходил в пустыню и спрашивал у одного из отшельников о его образе жизни, то в ответ слы­шал: "Я падаю, снова встаю и иду дальше"». Думаю, что такой ответ актуален не только для пустынника первых веков, но и для любого хрис­тианина. Мы совершаем ошибки, грехи, мы «падаем», иногда нам ка­жется все совершенно безнадеж­ным и бессмысленным. А самое главное при этом - действительно «вставать и идти дальше», обращая свой взгляд на любящего Бога.

Очень интересной и содержа­тельной была встреча с о. Энцо Бьянки. Ниже опубликованы фраг­менты этой беседы.

И вот, закончилась неделя. Неде­ля радостного узнавания друг друга, неделя совместных трудов и молитв.

«Я был счастлив повстречать мо­лодых людей из разных стран, живу­щих по Евангелию».

«Это была очень важная возмож­ность говорить друг с другом о един­стве».

«Это был очень ценный опыт. Я по­нял, что все обстоит иначе, чем я слышал в своей собственной стране».

Мы расстаемся, чтобы продол­жать молиться друг за друга, за на­ши церкви и страны, чтобы свиде­тельствовать о той красоте и гармо­нии, в которой прожили эту неделю.

Хочется закончить этот короткий рассказ словами о. Энцо Бьянки о том, что единство - это не полити­ческая проблема. Единство - это вопрос нашей святости.

Беседа с о. Энцо Бьянки (фрагменты)

Мы слышали, что устав общи­ны и Ваш собственный путь со­держат элементы бенедиктин-ской духовности. Содержатся ли в вашей монашеской жизни эле­менты православной духовности?

Да. Я познакомился с восточны­ми Отцами Церкви в юном возрасте:

подростком я читал уставы св. Пахо-мия и св. Василия, и они вместе с ус­тавом св. Бенедикта, внесли боль­шой вкладов нашу монашескую жизнь в Бозе. Наша общинная жизнь, скорее, ближе к койнонии (от греч. общение) св. Пахомия, чем к бенедиктинскому монашеству.

Одно из искушений, с кото­рым мы сталкиваемся в экумени­ческом диалоге - думать, что в наших церквях ничто не может измениться. Не кажется ли Вам, что наши экуменические усилия напрасны? Что должно произой­ти сегодня, чтобы в экуменичес­ком диалоге наметилось продви­жение вперед?

Я не думаю, что наши экумениче­ские усилия напрасны. Именно соб­равшись вместе, мы понимаем, что Иисус действительно посреди нас. Я думаю, что три вещи могут суще­ственно помочь ускорению экуме­нического диалога: первое - если бы каждая церковь не принимала важных решений, не выслушав прежде другие церкви; второе - полное взаимное признание свя­щеннослужителей и таинств, по крайней мере, между церквями, имеющими епископальную структу­ру: Православной, Католической и Англиканской; и третье - чтобы Ка­толическая церковь считала Восточ­но-православные церкви «церквя­ми-сестрами» в подлинном смысле, а не «церквями-дочерьми». Послед­няя проблема продолжает оставать­ся причиной огромных страданий на христианском Востоке,

Один из моих университет­ских профессоров часто читает Ваши статьи в газетах и отдает должное Вашим комментариям к современным общественным, культурным и политическим яв­лениям, хотя сам он не считает себя христианином. Здесь, в Бо­зе, как вы вступаете в диалог с людьми, которые не считают се­бя христианами?

Важно не бояться современной культуры и иметь мужество искать все, что человечно и что помогает нам жить более полной человечес­кой жизнью. В Бозе плодотворное общение с теми посетителями, кто не считает себя верующими, проис­ходит тогда, когда мы вместе пыта­емся найти «точку отсчета» в наших дискуссиях о современных событи­ях и общественных явлениях. Мы много узнали из современной фило­софии, антропологии и других об­щественных наук. В частности, со­временные философские размыш­ления об «инаковости» оказали на нас сильное влияние.

Что вы можете сказать об от­ношениях между монастырем и его соседями и о том, как община принимается в местной епархии ?

В самом начале община вызы­вала подозрения в округе - это было вскоре после Второго Вати­канского собора, - но со време­нем отношения улучшились, и се­годня я часто думаю о том, что нас даже слишком сильно уважают! В первые годы местный епископ за­претил мне совершать евхаристию в общине, и члены общины вынуж­дены были ходить на службы в ме­стные приходы. Затем я обратился к архиепископу Туринскому Мике­ле Пелегрино, который согласился быть духовным наставником общи­ны и отменил епископское запре­щение на литургию в Бозе.

Сегодня община хорошо прини­мается в епархии, в частности пото­му, что братья и сестры Бозе помо­гают в пастырском служении в ме­стных церквях: выступают в прихо­дах, проводят лекции и курсы на ду­ховные темы, проводят циклы бе­сед и молитвенных встреч для свя­щенников.

 

На протяжении последних 17 лет в сентябре каждого года в католиче­ской монашеской общине Бозе про­водятся международные конферен­ции, посвященные разным аспек­там православной духовности. В них принимают участие ученые - богословы, философы, историки из разных стран: православные, като­лики, протестанты. Среди них нема­ло иерархов церквей, известных церковных и общественных деяте­лей. Многие из них приезжали в Бо­зе не один раз, находя чрезвычайно важными не только научные дискус­сии, но и общение с братьями из других стран и культурных тради­ций, и в первую очередь - с брать­ями и сестрами из самой общины Бозе. Одна из тем последней кон­ференции, которая проходила в Бо­зе с 12 по 18 сентября 2004 г., - «Иисусова молитва в русской ду­ховной традиции XIX века».

 

 

ВверхСчетчики

                Рейтинг@Mail.ru  


Счётчик © 2001 - . «Дорога Вместе»
Web-Master