год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати

Церковный календарь. Преображение


Гора, где просияет Слава

Отрывок из книги «Твой Царь, закланный за тебя»,

готовящейся к изданию на руском языке в 2006 г. 

О. Даниэль-Анж


Иисус предпринимает Свой последний, самый важный путь в Иерусалим. Он восходит туда не ради ежегодного паломничества, а чтобы совершить самое значительное паломничество всей Своей жизни. Паломничество, из которого Он не вернется. По правде говоря, из этого Иерусалима Иисус восходит прямо в Иерусалим Небесный.

«Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим...» (Лк 9:51).

Если выразиться буквально, то Он поворачивает Свое лицо к Иерусалиму. Там Его ждет Отец. Там Он должен пережить Свои Страсти и Воскресение, «потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима». А до этого Ему предстоит много трудиться: исцелять и проповедовать, ночевать под открытым небом и любить. «Сегодня и завтра», вплоть до третьего дня, когда все будет кончено (см. Лк 13:32–33).

Но в начале Своего восхождения в Иерусалим — чтобы явить его смысл и раскрыть изнутри — Иисус переживет великую тайну, называемую Преображением.

Иисус берет с Собой не двенадцать учеников, а только троих самых близких: Петра, Иоанна и Иакова, его брата. Он хочет разделить с ними одну из Своих ночей, посвященных молитве. И какую ночь! Он ведет их на самую высокую гору региона: то ли это гора Фавор в Галилее, чей огромный круглый массив, вырастающий из Изреельской равнины, Он видел из Назарета; то ли это гордая гора Ермон, чьи вершины часто покрыты снегом (на сегодняшний день она образует естественную границу между Израилем, Ливаном и Сирией). Там Иисус физически, на деле покажет, что Свет — это Он, Жизнь — это Он, Божья Слава — это Он! Это будет единственный раз за всю Его жизнь, когда Он видимым образом явит Свою Славу.

Прииди и посмотри, как в середине ночи, в кромешной тьме вдруг засияло Солнце, в тысячи раз превосходящее своим светом обычное солнце. Его лицо — пламенное свечение славы. Его одежды — горят, не сгорая. Неопалимая Купина! Все Его тело — сверкает, как заснеженная вершина под лучами солнца!

И все это сияние — Христос, такой, каким Он будет во всей Своей Славе на Небе. В то же время эта слава присуща Ему от века. Непостижимым образом скрываемая, она словно прорвалась наружу. Составлявшая самое глубокое содержание Его души, обитавшая в пределах Его плоти — просияла! Она просачивается сквозь Его кожу. Чистый кристалл, в котором отражается восходящее солнце!

На протяжении всего нескольких мгновений (это как вспышка света, разрывающая ночь), Он явит Себя таким, КАКОЙ ОН ЕСТЬ. От века и навеки. Ведь даже после Своего Воскресения Он не будет больше являть Себя во Славе. Он скроет ее из бесконечного, смиренного уважения к нашей свободе. Теперь же Он хочет укрепить этих троих, которые в недалеком будущем будут находиться уже не на вершине горы, а в долине Кедрон, под лунным светом, проникающим сквозь ветви оливковых деревьев. Вскоре они увидят Его поверженного, истекающего кровью. И чтобы выдержать это, им потребуется вспомнить, что этот человек, раздавленный страданиями, — Тот же, Кого они своими собственными глазами созерцали в лучах славы.

В начале восхождения в Иерусалим, где Ему предстоит пережить Свои Страсти, Он хочет явить Себя как подлинного Царя Славы.

И Сам Отец открывает нам тайну Его личности — о, эти откровения Его сердца! — «Это Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте!» (Лк 9:35).

Свидетели этого события — не только Петр, Иаков и Иоанн, но также все святые, которые ждали и искали Его. Они, на протяжении всей истории готовившие Ему путь, представлены двумя посланниками: Моисеем и Илией.

Моисей, который на вершине Синайской горы не мог видеть Бога лицом к лицу — потому что тогда Бог еще не явил Свое Лицо — сегодня наконец-то видит Его. Он видит Бога не со спины, а созерцает Его Лик (Исх 24).

Илия, который на той же Синайской горе слышал шелест легкого ветра, — видит сегодня Того Живого Бога, чьим огненным пророком он был.

Таким образом, через своих представителей, вокруг Него собрана вся Церковь Ветхого и Нового заветов. В присутствии — без сомнения — ангелов, прославляющих Его Царство.

О чем Он говорит в сиянии славы? (Нам ведь известно содержание их беседы!) — О Своем исходе, о Своих Страстях, о Своей Пасхе. А о чем Он будет говорить перед судебным трибуналом, в ночь Страстей? О Своей Славе:

«Отныне узрите Сына Человеческого,
сидящего одесную Силы
и грядущего на облаках небесных»   (Мф 26:64).

В сиянии славы Он думает о Страстях. Во время Страстей Он свидетельствует о Своей Славе. Поистине, не есть ли это одна и та же тайна? Также Иисус заранее являет нам нашу собственную славу, приоткрывает нам наше будущее в вечности. Однажды мы станем подобны Ему, потому что узрим Его как Он есть. В Нем я уже теперь созерцаю то, каким я когда-то стану.

***

Вот так Иисус начинает Свое последнее паломничество. Он готовит учеников к тому, что случится. Не сказал ли Он впервые о Своих Страстях и о Воскресении (всегда неотделимых друг от друга) еще восемь дней назад? После сошествия с Фавора Он снова говорит о том же. Преображение находится между двумя этими пророчествами. Он включает в этот процесс и меня лично. Ведь после того, как Он говорит:

«Сыну Человеческому надлежит быть убиту и в третий день воскреснуть...»  —

Он также добавляет:

 «Кто хочет идти за Мной (то есть ты и я, так жаждущие следовать за Ним), отвергнись себя, бери крест свой каждый день и следуй за Мной!»  (ср. Мф 16:24–28, Мк 8:34, Лк 9:23–27).

И тут же говорит о том, что тот, кто за Ним последует, увидит Сына Человеческого во славе Его и Отца и святых Ангелов. Он будет иметь часть в наследовании этой славы в той мере, в какой он разделил с Иисусом свое крестоношение. Иисус добавляет загадочные слова:

«Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем»  (Мф 16:28).

Именно это спустя восемь дней произойдет на Фаворе.

На протяжении всей нашей жизни мы тоже переживаем мгновения Фавора и Гефсимании. Мгновения Страстей и Преображения. Божьей Славы и агонии. Одно не бывает без другого. Мгновения, когда меня посещает Дух, помогают мне продержаться в мгновения духовного одиночества. Мгновения, когда я ощущаю себя в руках Отца, помогают мне продержаться в те мгновения, когда я чувствую себя покинутым Богом. Это то, что апостол Павел называет «утешения и искушения» (ср. 1 Кор 10:13). Мы постоянно колеблемся от одного состояния к другому. И иногда Господь находится в глубине наших искушений, даруя нам утешения. Даже если мы этого не чувствуем. О да, одно внутри другого...

Реальность наших страстей составляет тайну преображения. В сердце наших страданий Иисус сеет Свою Славу и дарует мне мое преображенное лицо.

Тереза Младенца Иисуса и Святого Лика, во время своего последнего празднования Преображения Господня поместила перед своей больничной койкой Лик Страдающего Иисуса. И в своей ночи она не отрывала глаз от Него. Ее спросили: «Ты молишься?» Ответ: «Нет, я смотрю на Него и люблю Его!»

 Итак, мы можем теперь сказать вместе с апостолом Петром:

«Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе»

(2 Пет 1:16–18).

Разве ты хотел бы иметь другого Бога? Разве ты не счастлив, не рад, не горд, имея такого Бога?

 

ВверхСчетчики

                Рейтинг@Mail.ru  


Счётчик © 2001 - . «Дорога Вместе»
Web-Master