год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати

Свидетели Христовы сегодня


Не бедных ли мира избрал Бог
быть богатыми верою и наследниками Царствия
*?

 

О ретрите**, проведенном Жаном Ванье в Санкт-Петербурге в октябре 2005 года.


Я не буду пытаться пересказать то, что Жан говорил нам. Я даже не буду пытаться пересказать то, что вообще с нами происходило.

Православные, католики и  протестанты, умственно отсталые люди, их родители и друзья, мы все вместе молились, вместе жили и слушали Жана, который показывал нам свое видение Евангелия от Иоанна. Это продолжалось два с небольшим дня. 

Была пятница, и вечером прилетел Жан. О нём сложно что-то написать. Лучше — видеть его. Не на фотографиях, в жизни. Когда мы на обратной дороге в Москву задумались о том, как же нам передать пережитый опыт нашим общинам, другим людям, которые не были на ретрите, мы поняли, что пересказать, дать почитать, послушать магнитофонную запись, посмотреть фотографии — это не то. Хочется передать Жана всего. Наверное, это так же, как с Иисусом. После общения с Ним невозможно вместить пережитый опыт в слова. Можно лишь показать Иисуса своей жизнью. Ни больше ни меньше. Так Жан являет собой Иисуса. Жан светится. Он такой большой во всех смыслах, и в то же время он ребенок. Он такой святой, что у него совсем не хочется брать автограф. Хочется просто быть рядом с ним. И по возможности — всегда. Как это передать? Да, видимо, у нас только один способ. Нам нужно стать такими, как он. Нужно нести в себе Христа.

Наталья Галкина

 

Я хочу рассказать вам о боли и радости инвалидов, об их миссии в Церкви и в мире. Сначала я расскажу вам о своем личном  опыте, а потом о видении Иисуса.

Недавно я встретил маму на восьмом месяце беременности, и она знала, что у нее родится ребенок-инвалид. Ей был сорок один год, и это был ее первый ребенок. Она страдала, и меня попросили придти и поговорить с ней. Когда я пришел, я увидел женщину в истерике. Она знала, что, может быть, не сможет больше рожать, а ее единственный ребенок будет с очень серьезными нарушениями. Я не мог ничего сказать ей, кроме того, что я ее понимаю. Единственное, что я мог еще сделать, — это дать ей адрес другой матери, у которой был годовалый ребенок с подобными нарушениями. Я потом слышал, что они встретились. Чтобы вместе плакать.

Я хотел бы вместе с вами попытаться понять боль людей с нарушениями и их матерей. Каково это для родителей — открыть, что их ребенок родится с серьезными нарушениями и, может быть, никогда не сможет заботиться о себе!

Недавно я познакомился с молодой парой; мужу и жене больше тридцати, у их ребенка неврологические нарушения, непонятные с медицинской точки зрения. Этот маленький ребенок плачет все время, и днем и ночью, круглыми сутками. И я спросил маму, как она себя чувствует. Она ответила: «Я в мире». И тогда я спросил мужа, как он? Он сказал: «Мне так много раз хотелось выбросить ребенка в окно…»

Я понимаю боль этих родителей. Я встречал также многих матерей, которые говорили, что, когда у них рождались сын или дочь с нарушениями, мужья оставляли их. Как будто бы мужчине труднее воспитывать ребенка с нарушениями…

Недавно я проводил ретрит для общины «Вера и Свет»*  на Мадагаскаре. И там были одни мамы. Та же самая история. Они не могут пойти в приходскую церковь, потому что ребенок кричит, там нет адекватной медицинской помощи, и мужья их оставили. Многие из них сказали, что «Вера и Свет» принесла им счастье. И еще меня очень тронуло вот что. В последний день ретрита был праздник, и было так радостно видеть этих матерей, которые несут в себе такую боль, поющими и танцующими. И мне вспомнились слова пророка Исаии: «Я обращу скорбь в праздник». И это тайна того, как Бог может превратить боль в празднование, превратить Крест боли в Воскресение.

Вы видите, Иисус пришел не для того, чтобы устранить боль, но Он дает силы и учит по-новому переносить  эту боль. В этом исток «Веры и Света». Это Иисус сделал так, что родилось движение «Вера и Свет».

Вы, наверное, знаете, что все началось с паломничества в Лурд, в котором участвовало 12 тысяч человек — 4 тысячи родителей, 4 тысячи умственно отсталых людей и 4 тысячи молодых людей. Мы с Мари-Элен думали только о паломничестве, о том, чтобы помочь интегрировать умственно отсталых людей в приходскую жизнь. Других идей у нас тогда не было. Но в последний день паломничества мы встретились с лидерами всех групп, которые туда приехали, и они сказали: мы хотим продолжать. Но ни я, ни Мари-Элен не знали, что значит «продолжать». Тогда я сказал: продолжайте праздновать, продолжайте встречаться, и понемногу мы откроем, чего хочет Иисус.

Я живу с умственно отсталыми людьми уже 41 год, и когда я начал жить с ними, я открыл их место в Писании. Есть прекрасный текст апостола Павла, где он сравнивает Церковь с телом, которое состоит из многих разных частей: глаз, ушей, рта. И он говорит, что наименее благовидные и самые слабые части тела необходимы и должны быть в теле. И я думаю, что люди, которых мы прячем в семьях или интернатах, инвалиды, умственно отсталые, — они нужны Церкви и должны быть в ней. Их нужно принимать во внимание, их надо уважать, слушать, они должны найти свое подлинное место. И апостол Павел даже говорит, что Бог избрал самое слабое и безумное, чтобы посрамить так называемое мудрое и сильное.

Я расскажу вам историю одного умственно отсталого мальчика двенадцати лет, который впервые приступил к Причастию. После литургии был маленький семейный праздник, и крестный этого мальчика подошел к его маме и сказал: «Какая это была прекрасная литургия! Жалко, что ваш сын ничего не понимает».  Мальчик услышал это и со слезами на глазах сказал: «Не бойся мама, Иисус меня любит таким, какой я есть». Этим он сказал: «Я не должен быть таким, каким меня хотят видеть папа или мама. И даже тем, кем я хотел бы быть. Для меня хорошо быть самим собой». А если он это сказал, — значит, он почувствовал любовь Иисуса. Он знал, что Иисус его любит таким, какой он есть.

В 1976 году мы взяли в мою общину Эрика. Он слепой, глухой, не может ходить и говорить. В четыре года его поместили в психушку. Не думаю, что я видел когда-нибудь молодого человека в таких мучениях, в такой внутренней боли. Своими жестами он показывал, что хочет умереть. Когда мы его приняли, ему было 16. Ему прооперировали ноги, и он стал ходить. Когда научился есть самостоятельно, разбрасывал еду по столу, по комнате. Но постепенно к нему пришел мир. Интересно, что, когда его приводили в часовню, он был особенно мирный. Он сидел очень тихо, хотя ничего не слышал и не видел. Как он вообще мог понять, что он в часовне? Я жил с ним один год и купал его каждое утро. Очень важно не жалеть времени на то, чтобы купать его, чтобы он мог расслабиться в воде. Но в часовне он был еще спокойнее. Мы с нашим священником стали думать: что же это значит? И мы пришли к выводу, что Господь открывал себя Эрику, давая ему глубокий мир.

Мы помним притчу Иисуса, в которой хозяин дома дает брачный пир. И все почтенные хорошие люди отказываются, никто из них не приходит, потому что они слишком заняты. Мы все слишком заняты. Часто заняты бездельем, но все равно мы все слишком заняты! Никто не приходит на праздник, и царь сердится, потому что никто не хочет идти на праздник любви. И он посылает своих слуг на перекрестки, на большие дороги и говорит: приведите бедных, хромых, инвалидов, слепых… И мало-помалу они наполняют дом.

Я хочу вспомнить также слова из 14 главы Евангелия от Луки. Иисус говорит: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния».

Странно! Ведь Иисус за семью! Но тут он говорит: не зови свою семью, не приглашай своих богатых друзей… Потому что если ты их приглашаешь, значит ты хочешь, чтобы и они тебя пригласили.

Иисус продолжает: «Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе; и получишь благословение Господне» (см. Лк 14:13–14). Ты будешь счастлив, будешь благословен.

Вы знаете восемь блаженств Матфея. Блаженны нищие духом, блаженны плачущие, и так далее. А тут Иисус говорит:  блажен ты, если приглашаешь на пир всех этих людей. И что это за особое благословение? Я бы сказал так: если ты приглашаешь нищего, увечного, хромого, тогда Бог с тобою.

На языке Библии есть за одним столом с кем-то — это стать друзьями. Аристотель, мой интеллектуальный прапрадедушка, говорит: если хочешь подружиться с кем-то, съешь с ним пуд соли, — это значит провести много-много трапез вместе. В Евхаристии мы за одной трапезой вместе с Иисусом, и Он дает нам Себя, и мы Его принимаем. И есть с кем-то — значит стать его другом.

Это важно. Вспомните текст из Апокалипсиса: «Вот Я стою у двери и стучу. Кто услышит и отворит дверь, к тому Я войду и буду есть с ним, а он со Мной», — то есть мы будем друзьями, я стану Его другом. В этом наша цель — стать друзьями Иисуса.

Почему же это блаженство, благословение — есть с хромыми, слепыми, увечными?

Сейчас я, конечно, говорю о самой сути «Веры и Света» и «Ковчега» (l'Arche)*. Собственно, самая суть этих общин в том, чтобы стать другом умственно отсталого человека. И мы все знаем, как больно это может быть. Жить с таким человеком, как Эрик, или с этим мальчиком полутора лет, про которого его отец говорит, что хочет выбросить его из окна, нелегко. Бедные расстраивают богатых. Мы не хотим слишком близко подходить к бедным. Потому что, если мы вступаем в дружбу с ними, у нас остается меньше свободы делать то, что нам хочется. Почему Иисус говорит: «Я буду с вами, если вы пригласите таких людей за свой стол. Я буду тут, если вы станете другом таких людей»? Это большая боль в сердце Господа. Боль обо всех разделениях. И одна из самых величайших скорбей Бога — боль о самых слабых, самых хрупких, отвергнутых.

Очень больно посещать интернаты. В них тысячи умственно отсталых людей — мужчин и женщин, и они не должны быть там! Но, в то же время, можно понять боль их родителей.  Муж уходит, мать вынуждена работать, приход их не принимает, плохая медицинская помощь… И мы можем понять боль родителей, когда они говорят: что случится с моим ребенком, когда я умру? Мы слышим эти вопросы, и нам нечего на них ответить. Все, что мы знаем, — это то, что «Ковчег», «Вера и Свет» основаны на словах Евангелия, о которых мы с вами говорили. Если ты станешь другом таких людей, Бог будет с тобой.

Я начал жить с такими людьми из-за желания следовать за Иисусом и верить Его словам. «Что ты сделал братьям Моим меньшим, то сделал Мне». Постепенно я открыл, что эти люди очень многое делают для меня, многое дают мне.

Когда я начинал «Ковчег», я был слишком серьезным. Я был морским офицером, преподавал философию,  я был, ну, серьезный человек. Но с этими людьми невозможно быть серьезным! Невозможно с ними говорить об Аристотеле! Ты дурачишься, веселишься, единственное общение, которое работает, — это веселье! Да, конечно, временами нужно быть серьезным, педагогом, ставить границы поведения… Но они разбудили во мне ребенка!

И я открыл, что когда ты живешь с умственно отсталыми людьми, ты больше говоришь об Иисусе. Не говоришь о Христе, о Господе. Им это не понятно. Им интересны люди: это Иисус! Это Мария! И они любят тебя! И я стал читать Евангелие совсем другими глазами, я стал читать его глазами умственно отсталых людей.

Одна из прекрасных сторон таких людей в том, что их совершенно не интересует, что диктует людям общество. Однажды наша община пришла к Папе Иоанну Павлу II, и пока мы ждали Папу, Фабио вышел вперед и сел на кресло, на котором обычно сидит Папа. Это было понятно, потому что это, конечно, было лучшее кресло! И, конечно, все епископы немножко занервничали. Они не знали, что им делать! И мы знали, что Фабио может остаться там, что это нормально. Но епископы были не очень опытные, они боялись, вдруг он станет кусаться или что-нибудь такое… Да, я бы сам с удовольствием сел на это место, но я же должен следовать приличиям.

Я иногда смеюсь, когда люди говорят: «Ты делаешь такую трудную работу, это так тяжело…». Сумасшествие! Жить с нормальными людьми — это больно, это среди нормальных людей соревнования, зависть, идут войны. А мы веселимся вместе!

Это не значит, что мы только веселимся, что у нас нет трудностей. Нам, конечно, нужна помощь психиатров, священников.

Я с Альбером живу уже 30 лет, и он все это время очень сердится перед обедом. Ну, потому что он голоден! Иногда жить в общине — это больно. Жить каждый день в одном и том же доме, — это не особенно увлекательно. Но нам не надо ходить в кинотеатр, у нас это кино дома! Кто-то злится, как Альбер, кто-то смеется, кто-то дурачится. Мы любим друг друга. И это придает смысл тому, что мы строим вместе. Мы строим что-то прекрасное

Важно, что нас интересует каждый человек. Община — это для людей. Не люди для общины. Мы тут вместе, чтобы каждый из нас стал немножко свободнее внутри. Свободнее, чтобы любить, чтобы вступать во взаимоотношения, чтобы увидеть, что отношения дают мир и освобождают.

Мы едим каждый день за одним столом. И мы блаженны, потому что Господь присутствует посреди нас, несмотря на то, что Альберт немножко злится. Но суть Евангелия тут. И эти 41 год моей жизни — блаженные.

Я надеюсь, что каждому из вас посчастливится стать другом отверженного человека. Я не говорю, что все должны поехать в «Ковчег» или пойти в «Веру и Свет», но я предлагаю вам стать другом отверженного человека. Если вы станете другом одинокого человека, такого, кто не такой, как вы, человека не из вашего круга, вы почувствуете мир, который никогда раньше не знали, вы откроете присутствие Бога. Когда вы станете другом отверженного, вы станете другом Иисуса. А когда вы станете другом Иисуса, вы вступите на дорогу преображения, и ваша жизнь станет иной. И вы обретете благодать, вы будете блаженны.

 

* Иак 2:5.

** Ретрит (от англ. retreat), ретрет (от фр. retrait) — христианская встреча для совместного углубления в молитву и размышления по какой-либо теме.

* «Вера и Свет» — община, основанная Жаном Ванье и Мари-Элен. Община для умственно-отсталых людей, их семей и друзей.

* L'Arche (фр.) или «Ковчег» — община, основанная Жаном. В ней умственнно отсталые люди и ассистенты (или «аккомпаниаторы») живут вместе. Далее в статье Жан рассказывает об общине и ее истории подробнее.

 

 

ВверхСчетчики

                Рейтинг@Mail.ru  


Счётчик © 2001 - . «Дорога Вместе»
Web-Master