год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати  

Жизнь Церкви сегодня


Какого свидетельства от нас ждет мир?

Светлана Журавлева


С 21 по 24 октября в Бельгии, в монастыре Фройдмонт, расположенном в местечке Риксенсарт неподалеку от Брюсселя, проходил семинар «Обновление проповеди», который проводился Всемирным братством православной молодежи «Синдесмос» .

В семинаре участвовали около тридцати человек, православные и католики из разных стран — Бельгии, Румынии, Греции, Албании, России, Белоруссии, Италии. В основном, это были священнослужители либо ответственные за различные служения в своих церквях.

Чем же были эти четыре дня, проведенные в маленьком уютном городке и в гостеприимной доминиканской общине?

В первую очередь, наверное, как и любая встреча такого рода, — это была возможность ближе узнать друг друга, поделиться тем, что происходит в наших странах и в наших Церквях. Такое узнавание помогает, во-первых, освободиться от различных предрассудков друг о друге, а во-вторых, очень ясно увидеть, что в наши дни мир становится таким «маленьким и тесным» благодаря развитию коммуникаций, и поэтому многие проблемы окружающего нас мира тоже становятся «общими». Так важно увидеть друг в друге братьев и сестер, членов одного Тела Христова, способных помочь друг другу быть Его соработниками в этом мире, делясь опытом и всей своей жизнью.

Еще такая встреча — это возможность «остановиться и оглянуться», заново осмыслить ставшие привычными слова «Церковь», «миссия»; снова посмотреть и подумать — что же такое христианская жизнь в сегодняшнем мире и что может Церковь этому миру принести.

Еще могу сказать, что для меня эти четыре дня прошли в радости узнавания — сколько замечательных открытий было совершено, и как радостно сердце откликалось на проявления того же Духа, пусть и в непривычной порой форме.

Хочется особенно сказать о воскресном дне, который начался с православной литургии, совершавшейся в монастырском храме. Радостно было молиться вместе с братьями и сестрами, и казалось, что природа тоже радуется вместе с молящимися людьми, — по-весеннему голубое небо проглядывало сквозь косое окошко в крыше церкви. А вечером того же дня, в том же храме (что обычно для Бельгии, где Католическая Церковь постоянно предоставляет свои помещения для богослужения православным общинам всех юрисдикций) братья из доминиканской общины служили мессу. На эту службу пришло много людей, и, возможно, от этого тоже было ощущение настоящего праздника — словно большая дружная семья пригласила в гости своих многочисленных друзей. Когда в ходе службы была молитва об исцелении болящих, наш православный хор пел Херувимскую… И это было по-настоящему общей молитвой.

Мне показалось, что после воскресного дня кому-то из участников стало легче общаться друг с другом, словно прорвалась какая-то пелена или что-то оттаяло. По крайней мере, я сама явно ощутила какой-то «прорыв», даже понимать английский язык стало легче.

Что же касается темы нашей встречи — для кого-то могло показаться неожиданностью то, что вместо «практических занятий», обучающих проповедовать, было так много размышлений и даже богословия. Но мне как раз показалось, что вся программа была выстроена очень логично. В первом же докладе свящ. Михаил Евдокимов из Парижа и проф. Арно Жан Ламбер предложили нам своеобразный «экскурс» в историю взаимоотношений Церкви и общества. Собственно, об истории говорилось, скорее, в общих чертах; больше внимания было уделено тому вызову, который бросает сегодняшнее секулярное общество христианам.

Говорилось о том, как на смену «симфонии» государства и Церкви пришло отделение Церкви от государства; с одной стороны, это открыло для Церкви новые возможности действовать в свободе, а с другой стороны, в нынешнем секулярном обществе голос Церкви порой совсем не слышен и свобода приводит к полному хаосу. Вместо веры в Бога — вера во всемогущество науки, вместо Царства Небесного — технический прогресс и «светлое будущее». О. Михаил довольно резко обрисовал картину современного общества, когда порой уже теряется понимание того, кто такой человек и что такое человеческая жизнь. Современный человек помешан на культе здоровья, всячески избегает мыслей о смерти, прячется от нее и, в то же время, ставит под сомнение жизнь неродившихся детей, или тяжелобольных людей, или «ненужных» стариков… Кто же, как не Церковь, может вернуть нашему миру понятие о важности человеческой жизни, может свидетельствовать об истинном ее смысле?

Но как это сделать? Будет ли услышана наша проповедь? Чего вообще ждет от Церкви сегодняшний мир?

Профессор Арно Жан Ламбер говорил о том, что в прошлые века Церковь находилась внутри христианского общества, а евангельская проповедь была обращена во внешний, нехристиан-ский мир и люди из нехристианского общества, приходя в Церковь, приходили сперва в христианское общество, частью которого Церковь являлась. Сегодня Церковь находится внутри нехристианского общества и часто имеет дело с людьми, которые ищут истину и приходят в Церковь из этого самого секулярного общества (речь шла о Западной Церкви).

И как же быть христианам в этой ситуации? Убежать в пустыню? «Построить кущи», устроив для самих себя уютный «христианский» мирок? В качестве одного из ответов профессор Жан Ламбер предложил отрывок из книги пророка Иеремии (Иер 29:4–14): «Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, всем пленникам, которых Я переселил из Иерусалима в Вавилон: стройте домы и живите в них, и разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей и дочерей; и сыновьям своим берите жен и дочерей своих отдавайте в замужество, чтобы они рождали сыновей и дочерей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь; и заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир. (…) Ибо так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место сие…»

То есть нам предлагается выбрать эту ситуацию добровольно. Да, мы живем в этом мире и никуда из него не денемся, но можно принимать все реалии сегодняшнего дня как неизбежное зло, а можно свободно «выбрать» эту ситуацию, а не просто подчиниться ей. Мы призваны принять этот мир и жить в бодрствовании. «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир». Во время Своей прощальной беседы с учениками Господь Иисус молится этими словами за них, а с ними и за всех нас.

Но, может быть, достаточно исполнить слова св. Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи»? Об этом тоже шла речь; одна сестра из Франции свидетельствовала о том, что ее окружают люди, которые вполне благополучны в материальном плане, не нуждаются особенно ни в какой помощи, однако для них важен ее собственный опыт: иное, непривычное для них отношение к богатству и прочим «достижениям» мира сего.

Был момент, когда всех участников попросили разойтись на небольшие группы по два-три человека и поделиться друг с другом мыслями о том, чего, на наш взгляд, сегодняшний мир ожидает от Церкви. Много интересных мыслей родилось в ходе этого общения. Когда мы снова собрались вместе, прозвучала одно очень важное понятие: «таинство братства». На протяжении последующих встреч мы много говорили об этом. Можно сказать это же другими словами: «Видеть Христа в каждом человеке, которого мы встречаем». Отец Михаил даже предложил одну очень простую вещь: прежде чем обратиться к какому бы то ни было человеку, мысленно обратиться ко Христу. И в самом деле, как мы можем знать, что именно нужно этому человеку в данный момент?

Да, именно Церковь может возвратить сегодняшнему миру, такому холодному и порой такому враждебному, ценность человеческой жизни, ценность подлинных человеческих отношений. Видеть в каждом человеке Христа — это так просто. И так сложно, так невыполнимо одними лишь человеческими усилиями, если Сам Господь не будет с нами каждую минуту нашей жизни. Точнее, мы с Ним. Одним из примеров такого свидетельства стал рассказ об общине св. Эгидио, которую на семинаре представляли священники — члены этой общины, о. Роберто и о. Марко. В шестидесятые годы XX века, когда молодежь, бурно реагируя на неправду западного общества, устраивала беспорядки, несколько молодых людей в Риме ответили на эту ситуацию иначе: они стали читать Евангелие. И пришли к выводу: если я христианин, кому-то должно стать от этого легче. Потом они пошли на окраины Рима, в трущобы, в тот мир, о существовании которого благополучное общество предпочитало не думать. И нашли там… друзей! Да, этих бедных людей, порой очень непривлекательных, они назвали своими друзьями! Как и Христос сказал нам всем: «Уже не называю вас рабами, но друзьями» — значит, это призыв к каждому из нас! И сегодня община св. Эгидио — это огромное движение по всему миру, основной призыв которого — служение бедным. Однако из этого смиренного служения вырастают такие результаты, как способствование прекращению многолетней гражданской войны в Мозамбике (за что община св. Эгидио получила несколько международных премий).

Отдельно прозвучала тема новомучеников. Никакая друга эпоха не знала такого количества мучеников за веру Христову, как двадцатый век; ни одна, самая дикая цивилизация, не знала такого массового уничтожения людей, как в ГУЛАГе, Освенциме и других концлагерях. О. Марко приводил примеры совсем недавних событий: кого-то из людей, отдавших жизнь за Христа, он знал лично, и все это происходило буквально в последние месяцы в разных странах мира! Причем эти люди не всегда совершали какие-то великие подвиги, их жизнь могла быть незаметной до того дня, когда их простая любовь к ближнему и верность нашему Господу вызвала немыслимую агрессию со стороны сил зла. Одного крестьянина во время Второй мировой немцы расстреляли за то, что он приютил раненых английских солдат. Перед смертью он смиренно ответил, что он всего лишь открыл свои двери странникам, как велит Евангелие. К сожалению, о многих из этих людей мы никогда ничего не узнаем, кроме, может быть, их имен, но их опыт — это не «тайна за семью печатями»! Если мы всерьез принимаем Евангелие в свое сердце, если живем по заповедям Божиим, то тем самым соединяемся с бесчисленным сонмом мучеников — и двадцатого века, и прежних веков. И тогда их смерть не напрасна, и в этом надежда для нашего мира. Когда кажется, что мир сходит с ума, когда любого честного человека могут захлестнуть волны уныния и отчаяния, стоит вспомнить слова Христа: «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, ибо Я победил мир». Именно в этой победе Христовой, победе над злом и смертью, источник радости и сил для нас.

 

ВверхСчетчики

                Рейтинг@Mail.ru  


Счётчик © 2001 - . «Дорога Вместе»
Web-Master