год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати  

События


Свежий ветер для усталой Европы

Светлана Журавлева


C 10 по 12 мая 2007 г. в Штутгарте (Германия) состоялся международный форум христианских общин и движений. Он начался с Конгресса лидеров христианских общин и движений «Вместе в пути» (10–11 мая), предварявшего главную встречу, которая проходила 12 мая гораздо в большем составе и называлась «Вместе для Европы».

Что же это был за форум? Какова его цель?

История Штутгартского форума начинается в 2004 г., когда состоялась первая такая встреча. Тогда, 8 мая 2004 г., в Штутгарте собрались 9000 участников, среди которых были священники и епископы из различных церквей, а также политические деятели.

Отправной точкой этого поиска общего пути можно назвать встречу

31 октября 1999 г. в Аугсбурге (Германия). Это была первая встреча представителей католических и евангелических движений и общин в экуменическом центре в Оттмаринге. 

В марте 2000 г. протестанты пригласили Кьяру Любич, основателя движения «Фоколяре»[1], на встречу

 лидеров общин и движений в Ротенбурге. После ее выступления Господь так коснулся сердец всех собравшихся, что присутствовавшие представители движений, общин и церквей просили прощения друг у друга.

В 2001 г. в Баварии встретились уже не только ответственные, но и рядовые члены разных общин. они пришли к пониманию, что каждое движение имеет свой особый дар Святого Духа. Собравшиеся заключили между собою «Завет взаимной любви» в соответствии с Евангелием.

В 2002 г. рождается идея первого Штутгартского конгресса, и в мае 2004 г. он состоялся. Тогда в основном  происходило знакомство общин и движений между собой.

В последующие три года эта идея распространяется по Европе, и в мае 2007 г. происходит второй Штутгартский конгресс.

Организаторы этого форума — христианские движения «Фоколяре», YMCAYoung Men's Christian Association (Молодежная христианская ассоциация), движение Католического харизматического обновления, католическое движение «Шенштатт»[2], община Св.Эгидия[3] и др.  Активное участие во встрече принимало Всемирное братство православной молодежи «Синдесмос»[4].

 

Цель Второго Штутгартского конгресса обозначена такими словами: «совместное делание ради укрепления христианского духа Европы, с опорой на братство между движениями и общинами и их участие в деле обновления духовной и общественной жизни».

И в самом деле: идет процесс объединения Европы. Открытые границы между европейскими странами, общая валюта, общее экономическое пространство…

Какова же позиция христиан в этой ситуации? Ведь в Европе существует огромное количество разных христианских общин и движений — как многотысячных, так и небольших; некоторые существуют не один десяток лет, а есть и совсем молодые. К христианам тоже приходит понимание того, что поодиночке практически невозможно существовать в сегодняшнем мире и тем более невозможно сделать что-то серьезное. Наш голос должен быть услышан. Самая очевидная возможность для этого — собираться вместе, узнавать друг друга, делиться нашими духовными дарами, очень разнообразными, и вместе обращаться к сегодняшнему миру, так ищущему надежды и любви.

Собравшиеся хотели заново осмыслить ситуацию в сегодняшней Европе, увидеть место христиан в этом мире, поразмышлять над нашими возможностями и призваниями.

В первой же проповеди — размышлениях над сороковой главой Книги пророка Исайи — Герхард Просс (YMСA, г. Эслинген, Гермамния) сравнивает сегодняшнюю ситуацию с временами проповеди пророка Исайи, когда народ израильский уже не верил в возможность выхода из вавилонского плена. Однако Бог произносит Слово, и история изменяется — вспомним осень 1989 г., когда рухнула Берлинская стена, — а ведь мало кто верил в скорое падение коммунизма. Но путь из Вавилона в Иерусалим должен пройти через пустыню. «В пустыне приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Его. Всякий дол да наполнится, всякий холм да понизится». Можно сказать, что сегодня мы живем в пустыне — пустыне духовной, посреди «культуры смерти», так распространившейся в нынешней Европе. И Бог взывает к нашим сердцам. Но приготовить Ему путь мы можем только трудясь вместе, каждый принося что-то свое, уникальное, своим особым способом «заполняя рвы». Для наглядности был предложен образ гигантского моста через пустыню, по которому должна пройти автострада из Вавилона в Иерусалим. Если строить такой мост с двух сторон, самое важное при этом — чтобы обе части смогли соединиться на одной и высоте. Поэтому при строительстве очень важна согласованность. Так и совместный путь для христиан возможен только в том случае, если все мы откажемся от своих «венцов», от тщеславия и гордыни, от желания быть единственно правыми.

Единство в многообразии — это следующая важная тема для осмысления. Эмблемой встречи «Вместе в пути» было символическое изображение дороги, состоящей из разноцветных квадратиков, сливающихся в единую реку — как отражение нашего общего пути, наших общин и движений, таких не похожих друг на друга, но в этом общем пути составляющих единую мозаику. Одним из первых действий на этой встрече был выход на сцену множества людей с разноцветными кубиками в руках (см. фото на обложке) — такая вот «дорога вместе». И мне показалось не случайным то, что Господь привел меня на эту встречу, название которой так похоже на название нашего журнала.

Значительная часть первого дня была посвящена размышлениям именно об этом — что такое «примиренное многообразие». В своей проповеди брат Францискус Йост из общины «Братья Иисуса» говорил о возможности для нас совместить единство и многообразие благодаря тому единственному Образу, который нам дан — единству Триединого Бога. Бога, Который есть Любовь; Который не только любит, или имеет любовь, но Сам является Любовью. Любовь — это Его сущность. Но при этом любовь — это всегда отношения: любовь невозможна, если не дарить ее кому-то. В Самом Боге происходит так, что Бог дарит Себя тому, кто находится перед Ним — Отец дарит всего Себя Сыну, и от этого не перестает быть Богом; Сын принимает жизнь от Отца, но не «привязывает» к Себе эту жизнь, а возвращает с благодарностью Отцу. Отец и Сын дарят Свою любовь Духу. А Дух возвещает об Иисусе.

Разговор о Троице — это всегда прикосновение к тайне. Однако, прикоснувшись к этой тайне, мы можем хоть немного понять, каким образом совершенно разные люди могут жить вместе. Как писал ап. Павел, Бог во Христе примиряет с Собой мир. С самого начала, когда Иисус создает первую общину и призывает апостолов, Он призывает очень разных людей. Позже к первой Церкви присоединяются и мужчины, и женщины — опять разные люди. А уж как отличаются друг от друга первые христианские общины (оставаясь едиными в самом главном), можно видеть из книги Деяний и посланий апостола Павла.

Человек изначально сотворен во множественном числе: мужчина и женщина. Только через отношения с другим человеком мы становимся личностью. Каждый из нас родился благодаря взаимоотношениям между отцом и матерью. Ребенок учится говорить «я», когда другие говорят ему «ты». Мы вместе должны быть образом Божиим, а Бог есть Любовь. Мы призваны жить во взаимном дарении, но для этого нужно облечься в Святого Духа. Откровение Бога  призывает нас служить друг другу: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас». Господь призывает Свою Церковь к единению в любви, к «умыванию ног» друг другу.

Прекрасным завершением первого дня конгресса стала вечерняя молитва, точнее, несколько молитвенных встреч, проходивших в разных местах и в духе различных традиций: это и песнопения Тэзе, и молитва поклонения, и православная вечерня.  Мне довелось участвовать в православной молитве, подготовленной Всемирным братством православной молодежи «Синдесмос». Хотя эта получасовая молитвенная встреча мало чем напоминала привычную для нас вечернюю службу в храме — так получилось, что не было ни священников, ни хора, и служба была очень простой: звучали песнопения на греческом языке — но именно такая молитва мне показалась невероятно глубокой и емкой, словно стрела, направленная ввысь.

Размышления второго дня уже приближали нас к тому, какова наша миссия в сегодняшнем мире, но сперва было важно напомнить себе и друг другу, каковы наши источники. О духовных богатствах общин и движений говорила сестра Анна-Мария Више из протестантской монашеской общины «Братство Христово» (г. Зельбиц, Германия).

Мы живем в определенной стране, Церкви, Бог позвал нас в определенную общину. Для каждой общины или движения было какое-то Слово, какое-то откровение Божие, которое стало источником духовности этой общины. Да, мы очень разные, но мы можем открывать богатство в том, чего не знали раньше (такая возможность была предоставлена в предыдущий вечер, когда можно было прийти на молитву, организованную другой, не очень хорошо знакомой общиной). И мы можем приносить обществу те разные духовные дары, которые у нас есть: к примеру, православные могут поделиться особым переживанием страха Божия, харизматические движения — открывать сердца людей для поклонения  в Духе и т.п. Задача христианских общин и движений — быть ячейкой взаимной любви.

Своими размышлениями о духовной жизни христианских общин и движений поделились также профессор Лоттар Пеннерс (движение Шенштатт), епископ Евангелической Церкви Йоханнесдоттер и кардинал Вальтер Каспер, председатель Папского Совета содействия христианскому единству. 

Вторая часть дня 11 мая была посвящена размышлениям о том, какова может быть наша миссия в сегодняшней Европе.

Чем же живет сегодняшняя Европа? В чем она нуждается? По словам доктора Маркуса Мюллера, Европа нуждается в таких местах, где небо открыто. В местах, где царствует надежда, истина, милосердие.

Сразу после окончания Второй Мировой войны людьми в Европе владело воодушевление; низкое материальное благосостояние не мешало этому. Европейцы жили надеждой на будущее, верили, что нацизм не повторится. Постепенно материальное благополучие росло; примерно до 1980-90-х гг. надежда на будущее тоже понемногу возрастала. В 2006 г. — картина совершенно обратная: материальное благосостояние высокое, хотя люди ощущают его непрочность, однако жителями Европы овладевают усталость и апатия. Впору вспомнить эпоху упадка Римской империи!  И сегодня Азия — Китай или Индия — становятся своего рода вызовом для Европы: население этих стран составляет более миллиарда, христиан там меньшинство. Несмотря на нищету, в той же Индии молодежь хочет жить, работать. А европейцы словно устали жить.

Какой быть Европе в XXI веке, чтобы не только защищаться, но жить полноценной жизнью? Проф., доктор Марко Импальяццо (община св. Эгидия) говорил о том, что христиане могут и призваны оживотворить наш континент, «дать душу» Европе.

В прошлом европейцы влияли на мир: европейские войны становились мировыми войнами, европейские империи захватывали колонии по всему миру и т.п. Сегодня мы не стремимся к такому «господству», но при этом Европа потеряла ориентиры. Однако жить без призвания невозможно! И мы можем вновь обрести призвание в Слове — жить для Иисуса, умершего и Воскресшего за нас. Через Евангелие европейцы могут очищать свою историю, историю насилия и войн. Мы можем жить, обращаясь к миру, помогая бедным. Можем ли мы радоваться, когда у нашего соседа горе? Один из наших соседей — это Африка. Континент, страдающий от постоянных войн, как следствие — ужасающей нищеты (2/3 населения находятся за чертой бедности), СПИДа. Мы, европейцы, не можем забывать Африку. Община св. Эгидио имеет уникальный опыт помощи африканским странам: от лечения больных СПИДом до прекращения многолетней гражданской войны в Мозамбике. Общины св. Эгидия есть в двадцати семи африканских странах.

А как быть с представителями других вероисповеданий в той же Европе — мусульманами, иудеями? А с неверующими? Но наше свидетельство не посягает на их свободу, а вот духовная пустота угрожает всем.

Движения и общины должны сказать Европе, что можно не только выживать, но и реализовывать свое призвание. Не только жить самим для себя, но помогать другим, и важно об этой ответственности помнить. 

Отдельные встречи были посвящены различным темам: «Африка — вызов для Европы», «Солидарность в глобализованном мире», «Иностранец будет для тебя, как соотечественник», «Достоинство человеческой личности в современном мире», «Защита жизни от зачатия до естественной смерти», «Политика как выражение любви, братство как политическая категория — перспективы мирной политики в Европе», «Видение для города — город для обитания, для жизни и для любви», «Брак и семья», «Экономика сопричастности — новый подход».

Хочется сказать несколько слов о встрече, темой которой была жизнь в большом городе.

Для меня привычен вопрос, нередко возникающий среди христиан: «А можно ли вообще жить в большом городе, возможна ли там нормальная духовная жизнь, или же город — это духовная "черная дыра", и для спасения души лучше бежать из него подальше, в деревню, в леса или пустыню?» Что меня поразило на этой встрече — так это то, что вариант бегства из города не рассматривался вообще. Рассматривался большой густонаселенный город как данность, как неизбежная реальность сегодняшнего дня (но не как неизбежное зло!).

Как же относиться к этому явлению нашей жизни? Сказать «я не люблю свой город» — слишком безответственно. Сказать «я люблю свой город» просто «от головы», так же, как «я люблю мороженое» — в общем-то, тоже слишком просто. И не менее безответственно. А что же говорил Иисус? «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем  и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих» (Мф 19:41–42). Иисус плачет об Иерусалиме, о его жителях, которые обречены на гибель, потому что не узнали своего Спасителя! Плачет о городе. Такое возможно лишь тогда, когда сердце полно горячей любовью к людям, живущим в городе. Если мы будем жить вместе с Иисусом, любить город — тогда наши города будут более человечными.

Было представлено несколько примеров христианского служения в больших городах.

Община св. Эгидия, чье призвание — дружба с бедными (именно дружба, а не служение!), возвращает этим людям, затерявшимся в дебрях больших городов, имена. Безработные, бездомные, бедные — зачастую они настолько одиноки в мегаполисе, что становятся безымянными. Порой о смерти человека становится известно лишь через несколько дней — только потому, что он совершенно одинок. Братья и сестры из общины предлагают бедным свою дружбу, как бы «убирая» их анонимность, хотя отыскать таких людей порой бывает нелегко. Но не случайно Григорий Великий обратил внимание на то, что у бедняка в Евангелии есть имя — Лазарь, а богач, напротив, безымянен.

Маленькая организация из Берлина под названием «Добровольцы, вперед!» помогает встретиться тем, кто нуждается в помощи, и тем, кто готов помогать и служить другим, но не знает, куда направить свои силы.

А самым удивительным для меня был рассказ архитектора из Вены, члена движения «Фоколяре», о том, как проводилась реконструкция одного старого квартала в центре города — вместе с обитателями квартала, включая местных бездомных, решали вопросы о том, как  обустраивать этот квартал, каким ему быть.

Замечательно, что на этой встрече были как представители христианских общин, так и общественные деятели; разговор шел как о богословском осмыслении отношения к городу, так и о конкретных жизненных примерах.

Собственно, эта встреча — лишь один из примеров христианского отношения к окружающему миру, которое вырабатывалось на Штутгартском конгрессе.  Наиболее полно это выражено в заключительном послании форума, которое было зачитано в последний день, на многотысячной встрече на городском стадионе Шлеер-Халле.

 

«…Дары Святого Духа направляют нас на путь братства и мирного сосуществования, которое является глубочайшим призванием Европы. Наше братство берет свое начало от евангельской любви, постоянно обновляемой и оказываемой всем без исключения. Ради этой связи, которая объединяет нас с Богом, мы обновили сегодня завет взаимной любви, которую заповедал нам Иисус.

Соединенные заветом взаимной любви, мы говорим "Да!" жизни и употребляем все силы для того, чтобы сохранить неповрежденной ценность жизни на всех ее этапах, от зачатия до естественной смерти.

Мы говорим "Да!" семье, соединенной неразрывным союзом между мужчиной и женщиной, который является фундаментом солидарного и открытого будущему общества.

Мы говорим "Да!" творению, защищая природу и окружающую среду как дары Божии, которые мы должны беречь с уважением и в ответственности перед будущими поколениями.

Мы говорим "Да!" справедливой экономике, служащей каждому человеку и всему человечеству.

Мы говорим "Да!" солидарности с бедными и выброшенными на обочину жизни людьми, живущими близко или далеко от нас, признаем их нашим братьями и сестрами. Просим наши правительства и Европейский Союз, чтобы они принимали участие в бескорыстной помощи бедным и нуждающимся странам, особенно в Африке.

Мы говорим "Да!" миру и прилагаем усилия, чтобы можно было по пути диалога прийти к пониманию и единству в конфликтных ситуациях. Для человечества нет будущего без мира.

Мы говорим "Да!" ответственности за все общество и трудимся над тем, чтобы наши города, при всеобщем участии, стали местами солидарности и гостеприимства для людей разного происхождения и разных культур.

Чтобы ответить на все это «Да», желаем трудиться вместе: каждое наше движение и община, в соответствии со своим даром и своими силами…»

 

Ответственность за окружающий мир, данный нам Богом, и желание трудиться вместе, несмотря на наши различия — этими словами, наверное, можно выразить суть происходившего.

Встреча третьего дня, которая называлась «Вместе для Европы», проходила гораздо в более широкой аудитории, по сравнению со встречами первых двух дней. Мне показалось очень существенным моментом то, что эта встреча была по-настоящему общественно значимым событием. На ней присутствовали (или прислали свои приветствия) как церковные, так и политические деятели. Были зачитаны приветствия Папы Бенедикта XVI, Патриарха Константинопольского Варфоломея,  генерального секретаря Всемирного совета Церквей Самюэля Кобиа, канцлера Германии Ангелы Меркель и других. Гостем форума стал премьер-министр Италии Романо Проди. То, что встреча представителей христианских общин стала таким заметным событием, транслировалась по телевидению и привлекла столь широкое внимание — для меня означало то, что надежда еще есть, голос учеников Христовых еще слышен в этом мире. Как сказал Андреа Риккарди, основатель общины св. Эгидио, мы вместе можем свидетельствовать о Христе перед всей Европой, у нас общая судьба; без совместной европейской судьбы мы исчезнем как континент.

Иногда у меня возникали вопросы: а каким образом услышанное и увиденное мною и моими друзьями здесь может «дотянуться» до нашей страны? Почему именно мы оказались на этом форуме? И другие подобные вопросы.

Наверное, однозначный и точный ответ на все эти вопросы дать сейчас невозможно. За эти дни происходили разные встречи с братьями и сестрами из других общин и из других стран, с давно знакомыми или вновь обретенными. Были какие-то открытия, важные для моей духовной жизни. И какой плод даст каждое такое «семечко», и в какое время это произойдет — знает только Господь. Но я верю, что в том, что мы прожили за эти три дня, и в том, что мы немножко другими вернулись домой, безусловно, был замысел Божий. Помоги, Господи, нам быть действительно Твоими соработниками в этом мире и творить волю Твою. 


 


[1] Движение «Фоколяре» (от итал. focolare — очаг) возникло в 1943 г. в Италии. Кьяра Любич, будучи тогда 20-летней студенткой, стала вместе со своими друзьями читать Евангелие. Молодые люди «открыли» его для себя заново и стали пытаться применять в повседневной жизни.

Движение проповедует духовность единства.

[2] Международное апостольское Движение Шенштатт названо в честь одноименного города в Германии, в котором оно было основано  в 1914 г. священником Иосифом Кентенихом. Члены движения понимают его возникновение как «Завет любви» по аналогии с библейской моделью Завета Бога с человеком.

[3] Об  общине св. Эгидия см. материал «Мир — это имя Божие» (N3-4/2003).

[4] О Всемирном братстве православной молодежи «Синдесмос» и проводимых им мероприятиях см. материлы в NN 4/2001 («Синдесмос»), 3-4/2004 (С. Журавлева. «Единство — вопрос нашей святости»), 4/2006 (С. Журавлева. «Какого свидетельства от нас ждет мир?»).

[an error occurred while processing this directive]