год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати  

Да будут все едино


Аббат Поль Кутюрье – пророк единства христиан

История Недель молитвы о единстве христиан

Николай и Надежда Наумовы


Стремление к единству христиан — это великое веяние Святого Духа в наше время, оно привело в движение самых разных людей, которые услышали призыв Бога. Среди них были и католики, и православные, и протестанты. Причем служение этих людей дополняло друг друга.

Аббат Поль Кутюрье занимает особое место в длинном ряду людей, ответивших на призыв Святого Духа. Имя этого человека тесно связано с Неделей молитв о единстве христиан.

 

В этом году Неделя молитв о единстве христиан отмечает свое столетие. Начало этой Недели было положено в 1908 году одним англичанином и одним американцем — Полом Ватсоном. Отец Пол Ватсон был епископальным священником-англиканином и сооснователем «Общества жертвенного искупления» в г. Гарриссон штата Нью-Йорк. Когда он замыслил и стал осуществлять на практике идею проведения Недели молитв, для него единство христиан означало, по сути, возвращение различных церквей в лоно Римско-католической церкви, что повлияло также на выбор дат проведения Недели — начиналась Неделя 18 января, в праздник престола святого Петра, и заканчивалась 25 января, в день воспоминания об обращении святого апостола Павла.  

В 1909 году «Общество жертвенного искупления» присоединилось к Католической церкви. И вскоре Папа Пий Х дал свое официальное благословение на проведение Недели молитвы о единстве христиан.

За прошедшие с тех пор сто лет традиция проведения Недели молитвы о единстве христиан широко распространилась, ныне она совершается во всем мире.

С аббатом Полем Кутюрье связан новый этап в истории Недели.

 

Поль Кутюрье родился 29 июля 1881 года в Лионе во Франции в глубоко верующей семье, принадлежащей к средней буржуазии. В возрасте двенадцати лет он поступает в колледж лазаристов. В глазах его одноклассников он был «набожным и благоразумным» мальчиком. Действительно, он жил в атмосфере живой веры. Его тетя была монахиней, а двоюродный дедушка, который был священником, возможно, оказал на него влияние в выборе жизненного пути. Он рано проявил свое желание тоже стать священником.

В возрасте девятнадцати лет он становится послушником в общине Шартрёз. А 9 июня 1906 года его рукополагают в священники Общества святого Иринея Лионского.

Поль выбирает карьеру преподавателя. Он преподает в религиозном колледже Шартрёз вплоть до 1946 года.

Во время Первой мировой войны он был мобилизован и служил санитаром в госпитале.

Поначалу ничто не предвещало того, что Поль Кутюрье, священник, профессор Лионского колледжа, станет одним из пророков единства христиан.

Три неожиданных события оказали определяющее влияние на его будущее.

В 1920 году, когда ему было тридцать девять лет, о. Поль Кутюрье совершает духовные упражнения св. Игнатия Лойолы. Во время упражнений он переживает глубокое внутреннее обновление и заново открывает для себя подлинную сущность Евангелия, находит конкретный ответ на свою потребность в милосердном служении. Он укрепляется в своем желании служить Богу через служение другим людям.

В 1923 году о. Поль Кутюрье почувствовал призыв помогать русским эмигрантам. К этому времени в Лионе было около десяти тысяч русских эмигрантов, бежавших из России после революции и войны. В течение двенадцати лет он щедро отдает им свое сердечное тепло, старается разрешить их житейские проблемы (часто очень драматичные), находит для них благотворителей. Особенно он заботится о православных священниках.

В 1932 году во время пребывания в бенедиктинском аббатстве Амэ-сюр-Мёз (Бельгия) для о. Поля Кутюрье начинается новый этап. (Впоследствии это аббатство переместилось в Шеветонь, тоже в Бельгии.) По благословению Папы задачей этого аббатства было осуществление связи с духовными традициями Православной церкви для служения единству между католиками и православными. Интерес о. Поля Кутюрье к православию заметно вырос благодаря участию в совершении литургии византийского обряда.

 Здесь о. Поль изучает труды основателя монастыря Ламбера Бодуэна, здесь он выписывает для себя следующую фразу кардинала Мерсье, которая выражает сущность экуменического движения:

«Чтобы объединиться, нужно любить друг друга, чтобы любить друг друга, нужно узнать друг друга, чтобы лучше узнать друг друга, нужно пойти друг другу навстречу».

 

Все это помогло ему осознать, что разделение христиан — это позор, скандал. Он выразил глубокое переживание боли от разделения словами: «Разрыв христианской церкви — это великое страдание нашей эпохи, поистине это великая скорбь».

Перед отъездом из аббатства о. Поль Кутюрье решает провести Неделю молитвы о единстве христиан.

Пройдя длительный духовный путь, Поль Кутюрье отказался от взглядов Ватсона. Он пережил своего рода откровение и обновил содержание Недели, предложив всем христианам вместе молиться «о единстве таком, каким его желает Христос и которое будет достигнуто так, как угодно Христу».

Он пишет: «Мы понимаем эту неделю как устремление молитв каждой христианской конфессии в полной свободе и независимости в одном направлении — ко Христу, Которого мы любим, Которому поклоняемся и Которого проповедуем». О. Поль Кутюрье был убежден, что молитва — это единственная форма возможного единства.

Такой новый взгляд привлек многих христиан других конфессий (в частности, Русской Православной Церкви во Франции), которые, вполне естественно, чувствовали себя уязвимым меньшинством перед лицом могущественной и многочисленной Римско-католической Церкви.

 

Отец Поль Кутюрье был одним из первых представителей Римско-католической Церкви, выразивших смирение этой церкви в отношении христиан других церквей. Для Поля Кутюрье путем к единству было внутреннее духовное делание, заключавшееся, по сути, в покаянии, в смирении и в полном предании себя Святому Духу.

Покаяние означало то, что христианин чувствует тяжесть общего греха и, в особенности, своих личных грехов. Он чувствует, что эти грехи оскорбляют единство Тела Христова. Отец Поль Кутюрье приносил особое личное покаяние в день памяти массового убийства христиан в ночь Святого Варфоломея.

Смирение означало то, что мы отказываемся от наших собственных взглядов на единство и твердо осознаем, что тайна Церкви превосходит всякие построения нашего ума. В частности, для него это означало необходимость проявлять крайнюю осторожность при отстаивании догм Католической Церкви перед христианами других церквей.

В последующие годы и десятилетия  такая позиция получила свое развитие и более широкое распространение в Католической Церкви. И спустя тридцать лет она отразилась в решениях Второго Ватиканского собора об экуменизме.

 

На праздник Покрова Божьей Матери 14 октября 1934 года о. Поль Кутюрье встречается с православным митрополитом Евлогием.

В своем письме от 5 декабря 1934 года митрополит выражает свое согласие участвовать в Неделе молитв со стороны православных. Он подчеркивал, что важен дух свободы, уважения к традиции каждой церкви и равенства апостольского братства.

В январе 1935 года в Неделе приняло участие 1500 англиканских священников, а также православные, среди них митрополит Евлогий, архиепископ Серафим, архиепископ Дамиан из Болгарии, архиепископ Николай из Эстонии, архиепископ Тихон из Берлина и, разумеется, много католиков.

 

«Цель Недели велика и широка: возводить ввысь к Богу всех нас: православных, протестантов, англикан, католиков, — через настойчивую молитву. Когда все мы будем послушны благодати Божьей, возносясь к Богу в молитве, тогда Святой Дух будет действовать среди нас, проявляющих искреннюю преданность Богу, который очищает нас и совершит чудо новой Пятидесятницы, чудо нового единства».

 

Вся жизнь о. Поля Кутюрье была призывом, обращенным ко всем христианам, чтобы они искали путь к единству.

В 1936 году он организует в Эрленбахе в Швейцарии первую межконфессиональную встречу католиков и протестантов. Эта встреча положила начало появлению в 1937 ггоду группы «Домб», основателем которой он стал вместе с отцом Вилленом. Группа «Домб» состояла из французских католических и протестантских теологов. Они встречались и проводили время в молитве и обсуждении различных богословских вопросов, которые были препятствием для единства.

В 1937-38 годах о. Поль Кутюрье посещает Англию. Там он встречается с руководителями Англиканской Церкви и открывает для себя англиканство. Он публикует множество статей о «Вселенской молитве о единстве христиан».

Осенью 1940 года о. Поль Кутюрье встречается с братом Роже Шютцем, будущим основателем монашеской общины в Тэзе.

В 1943 году в журнале «Pages Documentaires» о. Поль Кутюрье публикует статью, содержащую идею «невидимого монастыря», который объединяет в молитве христиан различных конфессий. Он писал: «Если каждый четверг вечером, в память о Великом Четверге, постоянно возрастающее число христиан всех конфессий, составляя своего рода сеть, охватывающую мир как огромный невидимый монастырь, будут пребывать в молитве Христа о единстве, не будет ли это зарей единства христиан, встающей над миром?» Эта молитва всегда актуальна, и только она может привести к полному сближению того, что разъединено.   

В 1944 году выходит в свет его работа «Молитва и единство христиан». Это синтез всех его размышлений, его опыта, его молитвы о том, что составляет сердцевину служения единству христиан.

В 1952 году греко-католический мелхитский патриархат Антиохии в благодарность за его преданное служение присваивает ему звание архимандрита (это почетный титул для некоторых церковных служителей, в особенности, для настоятелей монастырей).

 

Отец Поль Кутюрье умер рано утром 24 марта 1953 года у себя дома в Лионе от сердечного приступа. Ему было 72 года. Его отпевали в церкви Святого Бруно Шартрё в присутствии кардинала Жерлье, который сказал: «Аббат Поль Кутюрье был замечательным служителем Церкви. Тот, кого мы сейчас оплакиваем, был для нас предтечей и примером». Его похоронили на кладбище Луайас в Лионе.

Незадолго до смерти он написал следующие слова:

 

«Для всех нас, христиан,

СМИРЕНИЕ

откроет запертые на засов двери».

 

Спустя почти пятьдесят лет мечта о. Поля Кутюрье о «невидимом монастыре» начала осуществляться более зримо. В 2000 году при поддержке Общины Chemin Neuf (Франция) образовалась молитвенная сеть Net for God (Сеть для Бога). Со временем эта Сеть расширилась.

Сегодня в 60 странах мира, в том числе и в России, каждый год с 18 по 25 января десятки тысяч людей собираются в разных местах, чтобы  вместе молиться о мире и о единстве христиан.

 

Молитва о единстве христиан аббата Поля Кутюрье

 

Господи Иисусе Христе, 

Ты молился: «Да будут все едино».

Мы молим Тебя о единстве христиан.

Да будет оно таким, каким Ты желаешь,

и будет достигнуто так, как Тебе угодно.

И пусть Дух Твой Святой даст нам

испытывать страдание от разделения,

видеть наши грехи

и надеяться сверх всякой надежды.

Аминь.

 

Анкета о. Поля Кутюрье

1.      Какое качество в людях вы более всего цените?

         Благоразумную отвагу.

2.      К каким ошибкам вы относитесь с набольшим снисхождением?

         К таким ошибкам, к которым Христос, как мне кажется, тоже был снисходителен.

3.      Какой человек вам внушает наибольшее отвращение?

         Тот, кто всем доволен.

4.      Кем бы вы хотели быть?

         Тем, кем я не был, но кем должен был стать.

5.      Каков ваш девиз?

         Дети мои, любите друг друга.

6.      Какая ваша любимая книга?

         Библия.

7.      Какой успех наиболее дорог вашему сердцу?

         Соединить то, что разделено.

8.      Какое ваше главное занятие?

         Размышлять.

9.      Какое ваше главное развлечение?

         Бродить по лесу.

10.    Какой ваш любимый спорт?

          Взбираться на возвышенность.

11.    Какая встреча для вас была самой поразительной?

         Встреча с кротким человеком.

12.    К чему вы испытываете наибольшее отвращение?

         К отгороженности, замкнутости на себя.

13.    Что для вас может быть лучше того, что вы имеете здесь и сейчас?

         Интенсивная жизнь в тишине леса и молитвенного созерцания.

14.    Какое самое большое счастье в жизни?

         Становление личности и вклад в становление личности другого человека.

15.    Какое ваше любимое произведение искусства?

         Картина «Нагорная проповедь» Эжена Бюрнана.

 

«Молитва и христианское единство»

О. Поль Кутюрье.

 

Молитва Христа из 17 главы Евангелия от Иоанна

как образец молитвы о единстве

«Истинная молитва  — это борьба, в которой мы боремся вместе с Богом и в которой мы побеждаем благодаря победе Бога» (Кьеркегор). И Бог желает такой борьбы. Он хочет приобщить нас к Своему делу, так, чтобы Он пребывал в нас и помогал нам через Себя восторжествовать Им Самим. Вот почему молитва, вознесенная Христом после Тайной вечери в Великий Четверг, когда Он молит Своего Отца о единстве Своей Церкви, должна с болью отзываться эхом в сердце каждого христианина неустанной молитвой прошения. Ведь какой последователь Христа отказался бы увидеть в Его Молитве о Единстве первый образец всякой молитвы о единстве? Искать другого содержания молитвы о единстве было бы таким же богохульством (это слово здесь — отнюдь не преувеличение), как искать образец молитвы как таковой не в молитве «Отче наш», которую оставил нам Сам Господь Иисус Христос.

 

Позволить Христу молиться в нас Отцу о единстве

Чем сильнее мы умоляем Бога освободить нас от нашей самости, тем больше мы проникаемся божественным отвержением себя: «потерявший свою душу спасает ее», и тем больше становится наша способность лучше услышать Христа, молящегося Святым Духом в нас Своему Отцу. И тогда происходит невыразимое превращение нашей молитвы в Его Молитву. В тишине молчания нашей души, которая внимательно вслушивается в молитву Христа, мы все сильнее прилепляемся к Нему всей нашей волей, а не только на словах, в чувствах и желаниях. Чем больше мы «открываем самих себя» в Нем, в Ком мы по-настоящему живем, или Он — в нас, в ком Он по-настоящему живет, тем более действенной становится наша молитва, ибо тогда именно Он молится в нас, не отягощенный нашим бременем самости. Такое состояние духа — дело рук Божьих, дар Божественной щедрости, драгоценная жемчужина, купленная царской ценой — ценой самоотречения. Это прямая противоположность вялой пассивности духа. И тогда мы имеем право выразить это наше внутреннее духовное состояние в словесной молитве, наедине ли с собой или в собрании, если, конечно, она будет окружена глубокой тишиной и будет высказана без торопливости.

 

Один из возможных примеров выражения этого 

внутреннего состояния духа в молитве

«Господи, сердце мое изнемогает под невыносимым гнетом скорби от разделения между христианами. Я уповаю на Тебя, о Христе, победивший мир. Любви присуще безоглядное доверие к любимому. Мое доверие к Тебе безгранично, и это правильно, ибо Ты — всемогущ. Дабы приблизилась к Тебе душа моя, Боже мой, лучше бы ей пребывать в неведении, чем в знании, обменяв все познаваемое и непостоянное на неизменное и непостижимое, то есть на Самого Тебя. Мое доверие к Тебе, Христе, погружает меня в сердце Твое, где я нахожу молитву Твою: "Отче, да будут все едино, да уверует мир, что Ты послал Меня. Отче, да будут они совершены во едино". Моя молитва, молитва грешника, — это Твоя молитва к Тебе Самому, и лишь в Твоей молитве я обрету успокоение. Когда? Каким образом осуществится единство? Какие преграды нужно преодолеть? Твое это дело, Господи; моя же вера подвигает меня лишь молиться вместе с Тобою, в Тебе о том, чтобы пришло Твое Единство, которого Ты не переставал желать, к которому Ты стремишься, которое Ты подготавливаешь, которое Ты уже давно осуществил бы, если бы каждый — каждый, включая меня, — служил хрустально чистым проводником между той частью творения, которая желает вознестись к Тебе — через Христа, и тем, что от Тебя нисходит  в мир — тоже через Христа».

Этот способ молитвы прост и надежен. Такая молитва содержит в себе центр, куда сходятся все и где, движимые милосердной любовью, могут слиться в общий поток и устремиться в сердце Христа молитвы о единстве всех истинных сынов Любви, всех истинных христиан, пусть даже и разделенных. Такой вид молитвы, конечно, ни в коей мере не зачеркивает, не ослабляет и не смешивает в одно многочисленные догматические различия, которыми отмечены наши разделения. Каждый из нас очень хорошо чувствует это и знает. Именно поэтому каждый остается верен себе и искренен по отношению  к другим. Попросту говоря, такого рода молитва мощным взмахом крыльев взмывает над всеми разделяющими границами и позволяет всем нам вместе покоиться в сердце нашего Христа...

 

Духовный реализм

Не следует ли всем христианам стремиться к тому, чтобы отношения между ними и даже глубина их личной молитвы, связанная с этими отношениями, были бы такими же отношениями, такой же почтительной внимательностью друг ко другу, какие существует между ними же, когда Христос, заключив их в Свою душу, молится о них Своему Отцу, чтобы все, принадлежащие Ему, были «совершены во Едино»? Ведь заключенные в душе Христа искупленные Им люди не борются друг с другом за превосходство, но они все пребывают Едино в успокоении Его искупления, Его мира, Его радости, Его молитвы. Они не противостоят друг другу, но глубочайшим образом соединены Его мыслью и Его любовью в общий для всех плод Его искупления. Так войдем же в единство Его молитвы, свободно позволяя Ему молиться в нас. Тогда все мы будем пребывать в благотворном реализме простой и чистой «христоцентричной» жизни.

 

Духовный реализм в общении святых

Так пусть же каждый христианин осознает весь этот духовный поток, который устремляется в его собственное сердце, чтобы найти в этом сердце путь, приготовленный его согласием, его «да», который позволит этому потоку хлынуть дальше к престолу Божественного величия.  Посредством этого «да», в какой бы мере оно ни было осознано и реализовано, я делаю оттиск на этом потоке печатью моей жизни как отдельной личности. И в то же самое время я посылаю его дальше, то есть Христос посылает дальше, от меня — к Отцу, этот поток, пришедший ко мне из самых отдаленных глубин человечества. Соответственно, моя молитва входит в молитву всех других людей. И если возлюбленный брат мой, хоть я его и не знаю, воссылающий мою молитву к Богу-Троице, живет жизнью Пресвятой Троицы более интенсивно, чем я, то через него моя убогая молитва скорее донесется до Предвечного и станет более действенной пред лицом Божьим.

 

Уверенность

Молитва — это главная космическая сила, сотворенная изначально. Она проявилась и по-прежнему проявляется в полноте своего действия во Христе, молящемся о единстве. Эта молитва Христа выражает Его желание, обращенное к Его Отцу, потому что христианское единство включено в божественный замысел Его Отца; и Его молитва выражает Его волю, обращенную к тем, кто крестился в Него. То, что однажды существовало в душе Христа, становится вечным и неизменным, ибо то, что было в Его душе, — через Его душу — было вечным Глаголом в Его личности. До конца времен Христос, Агнец, пребывающий перед престолом Отца в любви Духа, продолжает молиться о единстве. Но Христос желает, чтобы мы пребывали в Нем, были причастниками Его молитвы, ибо все мы, христиане, приобщены к Его жизни. И Он уже не может осуществить христианское единство без нашего участия, так же, как Он не может спасти нас без нашего содействия, ибо Он так пожелал. Каждый из нас может перефразировать, применительно к себе, слова апостола Павла (Кол 1:24): «Я восполняю... моей молитвой в Нем о Единстве то, чего недостает в Его Молитве».

Бог сотворил изумительное чудо: Он создал нас свободными существами, т. е. по Своему образу, Он сделал нас «свободными сынами в Своем собственном Сыне». Он мог бы превзойти это чудо, вновь поглотив нас в Себя Своею любовью, но при этом разрушил бы нашу личность. Но Он, напротив, сделал еще более изумительное: Он прославил и воодушевил нас всей бесконечностью Личности Своего Помазанника.

 

Особое время, ежегодно посвящаемое возрождению 

Вселенской Молитвы Христиан о Единстве Христиан

По крайней мере раз в году должна происходить видимым, конкретным образом великая молитва ходатайства всех детей Израиля, истинное «возрождение» настойчивой молитвы прошения, т.е. должна звучным, ярким образом проявиться тихая мелодия молитвы, которая непрестанно и прикровенно живет в душе христиан. Есть и другие причины того, что такая молитва необходима, молитва зримая, периодически повторяющаяся и одновременная.

Все христиане ответственны в той или иной мере за современное состояние раздробленного христианского мира. Эта раздробленность публично оскорбляет Бога и вполне обоснованно вызывает соблазн у людей, а также налагает тяжкое, истощающее бремя христиан-ского раскола на всех тварных существ, которые пребывают в таинственных, но реальных отношениях с христианами, неразрывно соединенными со Христом, источником жизни, и изнемогают в ожидании того времени, когда все они будут наполнены Христом. И поэтому перед лицом Бога, перед лицом всех людей и тварных существ необходимо совместное, одновременное, зримое возмещение и исправление, если только это возможно. Одновременность молитвы имеет то преимущество, что духовные силы, направленные на возмещение, исправление и на ходатайство при этом не просто складываются, но умножаются. Связующую нить трудно порвать именно потому, что она переплетена и скручена втрое. Именно потому, что ученики собраны вместе (а в нашем случае, по мере возможности, так и будет), Христос пребывает посреди них. Перед лицом безобразия их разделений эта одновременность позволит, наконец, христианам представить своим братьям-нехристианам и всему творению, пребывающему в ожидании, волнующую и зримую красоту единения их духовных усилий, предвестие и залог христианского единства, красоту, которая превосходит любую согласованность, достигаемую одними человеческими усилиями.

 

Чтобы понимать друг друга, нужно «пребывать» в Нем

Чем полнее мы будем пребывать в Боге, тем полнее Его Жизнь будет жить в нас; иными словами, чем больше мы будем Его любить и будем Ему преданы, тем более мы станем прозрачными — в Нем и через Него — друг для друга. Наши молитвенные призывания станут все более и более близкими по мере того, как наши души в Нем будут сближаться все теснее.

Так что же, если не молитва, позволяет нам глубже проникать в божественную жизнь? Поэтому христианам невозможно понять друг друга, если они не молятся. Чем больше они будут молиться,  тем больше они будут понимать друг друга, потому что они все поймут одну и ту же мысль, одно и то же Слово, которое «просвещает всякого человека, приходящего в этот мир».

 Перевод с французского Николая и Надежды Наумовых

 

 

ВверхСчетчики

                Рейтинг@Mail.ru  


Счётчик © 2001 - . «Дорога Вместе»
Web-Master