год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати  

Жизнь Церкви сегодня


Свирель перед рассветом,
или почему мы не идем к Богу поодиночке.
Беседа с епископом Серафимом (Сигристом) в Христианском культурном центре «Встреча»

Участники встречи: В диалоге между нами, христианами, и людьми «неверующими» мы, как правило, придерживались некоей схемы: тех, кого заинтересовывали свидетельства и разговоры о Боге, о Христе, о Церкви, мы направляли на определенную цепочку катехизационных занятий. Однако в последнее время все чаще люди, духовно откликающиеся на наши беседы, резко отказываются от всякого «структурирования» своей духовной жизни, от приглашения к ее церковному упорядочиванию, даже от «христианского» языка. Каким может быть «мост» между этой первоначальной духовной заинтересованностью людей и началом их воцерковления, в частности, через систематическое оглашение?

Епископ Серафим: В последней проповеди о. Александра Шмемана была замечательная фраза: «Всякий, кто способен благодарить, достоин спасения и вечной радости». Мне кажется, она имеет отношение к вашему вопросу. Потому что, с одной стороны, она проста, а с другой стороны, не заставляет человека следовать какому-то определенному шаблону. Вместе с тем, всякий человек, услышав эту фразу, очень быстро замечает, что благодарить ему как раз очень трудно. У него есть причины, чтобы не быть благодарным. Есть объективные ограничения в мире, в нашей жизни и в нас самих. И вообще наш эгоизм — это и есть неспособность быть благодарным другому. Всякий человек может действительно обнаружить в себе эту трудность и, через это, понять, что ему есть чему научиться, в какую сторону двигаться для того, чтобы стать способным благодарить. Я думаю, что это одна из тех духовных истин, о которых не будет никаких споров. Но ведь в самом центре Литургии — благодарение Господу. Если мы посмотрим на Литургию в целом, то все движения Литургии не подавляют нас, но приглашают войти в опыт человеческой жизни, более полной, более глубокой, более человечной, чем та жизнь, в которой мы живем сегодня. Эта мысль, мне кажется, может помочь человеку заинтересоваться церковным богослужением. Но форма сама по себе мертва. Внутри всякой формы, и формы Литургии тоже, должна быть жизнь, движение. Я полагаю, что эта жизнь по-настоящему проявляется в Литургии именно тогда, когда она совершается как «общее дело», то есть вместе, общиной. И если человек начинает понимать, что и ему движение к благодарности лучше совершать не в одиночку, а совместно, то это огромный шаг в сторону общины.

Кроме темы благодарения, есть еще тема прощения, которая тоже достойна внимания. Большинство из нас, людей, — эгоисты. Кто-то больше, кто-то меньше, но эгоисты. Эгоисту совершенно не свойственно прощать, но человек, заинтересовавшийся жизнью духовной, может осознать в себе эту проблему. При этом, как и в случае благодарения, он может это сделать без излишнего самоосуждения. Просто признать, что да, пожалуй, у меня в этом есть проблема.  Например, мои отношения с родителями. Человек хочет быть свободным от родителей, и он может понять, что, прощая своих родителей, он обретает внутреннюю свободу. То же самое с прощением самого себя и т.д. Я думаю, что эти вещи вполне могут восприниматься людьми, не прошедшими катехизацию, но способными к размышлению. Таким образом они смогут понять, что христианская жизнь — это не то, в чем они не заинтересованы, а как раз то, в чем их самая большая заинтересованность, существенная составляющая их жизни. И, если люди думают, что в Церкви что-то сложное и отвлеченное, тогда можно показать, что то, что происходит в Церкви, имеет отношение к этим основным вещам: к благодарению, прощению и т.д. А потом человек обнаруживает, что никакого другого места, где можно бы их найти, не существует.

Еще одна тема — это тема жертвы, самопожертвования. Я не хочу сейчас читать лекции, но жертва — это, как правило, выражение свободы. Мы можем принести в жертву только то, что мы свободны в жертву не приносить. Хотя я не могу вспомнить, чем я пожертвовал сегодня, но, в общем-то — это основной принцип жизни.

Не надо загружать людей этими терминами — Евхаристия, исповедь, жертвоприношение, — но нужно показать людям, что сами эти составляющие присутствуют в нашей жизни. Что Литургия и Евангелие имеют отношение ко всем этим вещам, ко всему тому, что мы интуитивно ощущаем как  необходимое для нашей жизни. И еще важно, чтобы мы сами понимали, что мы не столько заинтересованы в форме Литургии и даже в форме Библии, что мы все время прорываемся к сердцу того и другого. Это и есть внутреннее путешествие нашего христианства с любого момента и вперед, от начала и до сих пор. И, если мы будем работать все вместе, чтобы открыть для себя сердце Евангелия и сердце Литургии в атмосфере свободного исследования, мы можем признавать трудности и в том, и в другом и видеть, что у кого-то что-то получается лучше.

Есть у Кеннета Грэма книга «Ветер в ивах», там есть такая история, как крот и водяная крыса находятся в лодке посреди реки, и это происходит непосредственно перед рассветом, во всяком случае, еще темно, и они слышат, что кто-то играет на свирели. Это музыка нереальной красоты, которая приходит к ним с земли. Они в конце концов обнаруживают, что это действительно нечто Божественное. Но как они это обнаруживают? — Благодаря тому, что крот, который ничего не видит, но замечательно слышит, понимает, откуда доносится звук, а крыса, которая как раз не очень хорошо слышит, но зато хорошо видит, понимает, как добраться туда, куда указывает крот. Это замечательно, когда мы обнаруживаем ограниченность наших собственных способностей и то, как много мы получаем благодаря существованию других людей. Вполне может стать понятным новым людям, или не очень новым людям, нам самим, что мы здесь именно потому, что мы слышим эту божественную музыку, и что мы вместе, потому что не знаем, как туда придти, к источнику этой музыки, которая сотворила этот мир. Мы по-прежнему все ищем, как к нему пробиться. Самое плохое, что мы забываем про эту музыку, которую иногда слышим. Я могу задать себе вопрос: почему я продолжаю приходить в общину? Потому что мы вместе слышим эту музыку. Часто мы видим несовершенство нашей жизни. И мы понимаем, что если мы откажемся от общины, то мы получим два свободных вечера в месяц, но что-то серьезное мы при этом потеряем. Вот, собственно, почему мы остаемся и почему мы приглашаем других людей на этот путь.

Большинство людей в какой-то степени обладает опытом Божественного, обретенного, когда они были детьми или в какое-то другое время. Чаще всего, мы откладываем эту сторону жизни, думая про себя, что потом будет время и я этим займусь, а сейчас, мол, у меня куча других дел. Есть такой рассказ Герберта Уэллса «Зеленая дверь» (в русском переводе обычно «Дверь в стене» — прим. пер.), о котором упоминал о.Александр Мень. Молодой человек обнаруживает зеленую дверь, открывает там прекрасный сад, все великолепно и замечательно, и ему говорится, что он может придти туда в любой момент. И он ходит вокруг и говорит себе, что, конечно, он может придти туда в любой момент, и когда, в конце концов, он туда добирается, оказывается, что такой двери там нет. Потом ему предстоит какое-то событие, он едет на свидание, садится в такси, и вдруг он видит ту самую зеленую дверь, но думает, что у него сейчас важная встреча, и сначала он поедет туда, а потом вернется к двери. Очень знакомо, не правда ли? Может, каким-то образом мы в конце жизни что-то находим, но это своего рода притча о всей нашей жизни. Не только вашей жизни, но и моей жизни, жизни каждого. Именно поэтому мы приходим на Литургию и в общину. Здесь мы вновь обнаруживаем возможность свободы, радости, света. Почему у нас проблемы с благодарением? Потому что не вся наша жизнь наполнена вот этим (свободой, светом, радостью). Чем больше мы открываем для себя полноту жизни, тем больше у нас появляется причин благодарить. В любом случае мы уже можем начать с того, чтобы благодарить за то, что мы еще не до конца забыли эту музыку и что у нас есть община, где мы вновь можем услышать ее вместе. С моей точки зрения, это более или менее то, что мы действительно можем предложить людям «мира сего».

Перевод с английского Андрея Черняка

 

ВверхСчетчики

                Рейтинг@Mail.ru  


Счётчик © 2001 - . «Дорога Вместе»
Web-Master