год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати  

Церковный календарь. Рождество


Воплощение – вочеловечение – Рождество

Выступление на Рождественском говении 5 января 2009 г.
в храме свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине (Москва)

Андрей Черняк

Здравствуйте, дорогие мои! С Новым годом и наступающим Рождеством!

Вряд ли я скажу вам что-то новое. Ведь Рождеству Христову 2000 лет. Ничего нового по этому поводу сказать, скорее всего, нельзя. Дело не в том, чтобы было что-то новое, но чтобы внутри нас обновлялось то, что мы уже знаем, — ради этого мы и собираемся. Чтобы то, что есть наша вера, сильнее наполняло нашу жизнь.

Много-много лет назад, когда я только начинал вести катехизацию, у меня был один ученик, очень молодой человек — ему тогда было 16 лет. Я ему задал вопрос: «А зачем ты хочешь креститься?» «Ты в Бога веришь?» — «Верю». — «Ну и зачем тебе креститься?» — спросил я. И он сказал: «Для того, чтобы перестроить свою жизнь в соответствии с тем, во что я верю». И я просто охнул, потому что никто из взрослых мне такого точного ответа не давал.

Зачем креститься, зачем вести церковную жизнь, зачем нам вновь и вновь возвращаться мыслями к тому, что мы, вроде бы, и так знаем? Для того, чтобы менялась наша жизнь, для того, чтобы знание изменяло нас изнутри. Без нашей собственной работы ничего не будет получаться.

Очень хорошо, что мы смогли сегодня собраться. Давайте попробуем провести это время в работе, в серьезной духовной работе.

Итак, Рождество. Все в мире уже забыли, что Рождество — Христово. Для многих Рождество — это шопинг, это подарки, Деды Морозы, елки и прочее веселье. Пусть так.

Что для нас с вами Рождество Христово? Что в нас совершается от того, что это происходит?

Чаще всего это даже заметно в литургике: когда мы поем или произносим что-либо на тему Рождества, всегда звучит, что Христос родился в мир для того, чтобы нас спасти. И, таким образом, Рождество — праздник, как бы производный от главного христианского праздника — Пасхи. Главный праздник — Пасха — это наше спасение. А Рождество — это необходимая часть того, чтобы спасение произошло. Не знаю, знаете вы или нет, но в массовом сознании на Западе все наоборот. Главный день в году — это Рождество. Пасха — да, но это как бы второстепенное. Меня всегда интересовал вопрос, а почему так сложилось. И удалось мне найти совершенно замечательную святоотеческую идею о том, что Рождество Христово не однозначно завязано на нашем с вами спасении, на нашем спасении от греха. Для этого нужно вернуться к замыслу Божьему. Бог есть любовь. Бог сотворяет этот мир, потому что через такой творческий акт изливается Его преизбыточествующая Любовь. И по этой любви, как мы говорим в нашей литургии, Он сотворяет этот мир, чтобы и небытие привести в бытие. Т.е. Он хочет поделиться Своим счастьем существования с тем, что еще не существует. Сам Бог существует безусловно. Имя Божие, Яхве, означает само существование. Он сотворяет нечто, и существование этого «нечто» условное, т.к. если бы Он не сотворил, то творения и не было бы. Но дальше Он хочет наделить это условно существующее творение таким безусловным существованием, которое есть у Него, — полнотой жизни, или, как мы это называем, жизнью вечной. Он хочет наделить этим то, что по своей тварной природе этим не обладает. Отношения между Богом и творением подобны отношениям между автором и картиной. Творец и творение. Мы понимаем, что Творец всегда выше творения. И по любви Своей Бог хочет, чтобы творение вошло в полноту Его бытия. Само творение допрыгнуть до Творца не может. Картина не может стать автором. Понимаете, да? Значит, замысел Божий какой-то иной.

И вот, когда мы внимательно вчитываемся во вторую главу книги Бытия, мы видим, что посреди сада, который и символизирует все Божие творение, есть дерево жизни. Дерево — источник той самой жизни, которой обладает Бог. Потому что словом «жизнь» в Библии называется не биологическое существование, а полнота бытия. Так вот, дерево жизни, по замыслу Божию, в этом саду есть. И если мы как-то пытаемся проникнуть в значение символов, то это дерево жизни и есть Сам Бог. По замыслу Божию, это есть Его присутствие в мироздании, и человек призван подойти к этому дереву жизни и принять жизнь от Бога. Мы выбираем не то дерево, но это уже другое дело. По замыслу Божию эта «конструкция» уже есть. Т.е. по замыслу Божию, для того, чтобы творение смогло взойти на уровень Творца, сначала Бог должен спуститься в тварный мир, в этом тварном мире соединиться с ним и затем подняться на Свой нормальный «уровень», уже вознося с Собой все творение. Только так творение может войти в полноту жизни Бога. Само оно «впрыгнуть» не может.

Каким образом Бог может войти в творение? Ведь Бог есть Дух. Творение преимущественно материально. Оно иное, оно не такое, как Бог. Но есть в творении один персонаж, который со-творен как соединение духа и материи, и это человек. Именно это называется человеком — соединение духа и материи. Таким образом, если Бог хочет войти в материальный мир, то Им Самим уготована единственная возможность для вхождения в этот тварный мир, — это человек. Потому что только в этом случае Бог, Который есть Дух, может соединиться с творением, которое есть материя. Человек — специальное «место», сотворенное Богом, в котором Бог может соединить Себя со Своим творением. Поэтому сказано, что человек сотворен по образу и подобию Божьему. Он сотворен именно как «место», в которое Бог сможет войти, чтобы возвести до Себя все творение. Человек, сотворенный Богом, — это соединительное звено между Ним Самим и творением.

Итак, если Бог собирается войти в творение, воплотиться, то значит, Он собирается вочеловечиться. Сам же Бог замыслил только один-единственный способ, каким человеки приходят в этот мир: через рождение. Таким образом, в замысле Божием, если Он хочет спуститься на тварный уровень, так или иначе есть Рождество — воплощение, вочеловечение. Рождество, Рождение. Таким образом, Бог соединяется со всем творением через человека, войдя в человеческую жизнь, и затем, по замыслу Божию, Он восходит снова на Свой «уровень бытия», — это то, что мы называем словом «Вознесение». Заметьте, что в этом рассуждении ничего не говорится о грехе, о смерти, о спасении. Речь идет просто о том, что Бог хочет привести к полноте бытия Свое творение. И если бы человек в третьей главе книги Бытия не совершил грехопадения, то первоначальный замысел Божий, «план "А"», реализовался бы и все было бы в порядке.

Таким образом, подведем итоги: Рождество и Вознесение есть в замысле Божием о нас — независимо от грехопадения.

Мне хочется еще раз подчеркнуть: благодать Рождества заключена не просто в том, что Бог пришел, чтобы нас спасти. Именно поэтому, когда мы соединяемся со Христом, мы не просто поднимаемся из ада в тот же самый Эдемский сад, из которого можно «выпасть». Христос, вбирая нас там, куда Он приходит, чтобы с нами соединиться, поднимает нас в Вознесение, поднимает нас в полноту жизни вечной. Не на тварный уровень, а на уровень Творца. Потому что так задумано то, что Бог совершает для нас. Так реализуется замысел Божьей любви. Бог воплощается, приходит сюда в нашу в жизнь, для того, чтобы здесь соединиться с человеком; обнаруживается, что человек через грех выпал из этого тварного уровня ниже, в уровень смерти; тогда Бог принимает на Себя следующий шаг — шаг вниз — Голгофа, Распятие. Бог соединяется с нами в нашей смерти, и затем «двойным движением» — Воскресение и Вознесение — поднимает нас, нашу тварную природу, в полноту жизни Божией. Это — картина того, как Божий замысел, не реализовавшийся как «план "А"», реализуется как «план "Б"» в условиях нашего грехопадения. Внутри пары понятий «Рождество и Вознесение» появляется новая пара — «Смерть и Воскресение». И тогда то же самое движение Божие вниз и вверх просто продлевается на уровень смерти, но так или иначе выводит нас в полноту жизни вечной.

К победе над нашим тварным естеством прибавляется победа над смертью.

Таким образом, Рождество — это не только победа над смертью. Рождество — это победа над нашей тварной природой, преодоление условности нашего бытия, наделение нас Богом полнотой Божьего существования. «Я сказал — вы боги» (Ин 10:34). Эта Божья фраза, конечно же, реализуется в человеке, в котором побежден грех. Но обращена она к человеку, независимо от того, впадает он в грех или нет. Это обожение человека в первую очередь совершается в Воплощении — тем, что Бог входит в человеческую плоть.

Можно возразить, что Бог воплотился на самом деле не в момент Рождества, а в момент Благовещения, в момент зачатия. Т.е. Он именно в этот момент входит в наш тварный мир. Почему тогда основным праздником является Рождество? Есть очень важный стих в первой главе Евангелия от Иоанна. Помните? Бога не видел никто никогда, а Сын, сущий в недре Отчем, Он явил… (ср. Ин 1:18). Может быть, это ключевое слово. Самое важное отличие Нового Завета от Ветхого Завета в том, что он являет то, что было рассказано и предсказано пророчествами еще в Ветхом Завете.

В принципе, все богословие, осознание того, что Бог собирается сделать для нас, человеков, в Ветхом Завете уже содержится. Но Новый Завет являет это. Это становится фактом, а не просто какой-то идеей, не просто словами.

Еще раз повторю: для меня здесь основное различие между Ветхим и Новым Заветами. В Ветхом Завете «Бог сказал». В Новом Завете «Бог явил». И это явление Христа народу не в Его зачатии. Его зачатие — это очень сокровенное пришествие Бога в этот мир. Оно не явленное, оно — со-крытое от человеческих глаз. И только Иоанн Креститель из чрева своей матери узнает воплотившегося Бога во чреве Марии. А так это сокрытое Воплощение. Но в Рождестве Христос оказывается явленным. Явление того, что Бог обещал, о чем Он говорил, что это будет путь к Спасению, то, что дарует людям жизнь с избытком, — это явлено именно в Рождестве. Рождество — это рождение Младенца, это поразительный факт соединения Бога как Творца и человека как творения воедино, в явленном виде.

О. Александр Мень писал, что так или иначе все мировые религии основываются на некоторых учениях. Да, видимо, за этим стоит какой-то мистический опыт людей, основателей этих религий. Но все-таки сутью каждой религии оказывается некоторое учение, некоторая идея. Христианство отличается от всего остального тем, что в центре христианства стоит факт. Понимаете, реальный факт. Это настолько важно для нынешнего мира, который сомневается даже в существовании такого понятия как реальность. Мне доводилось общаться с людьми, которые говорили, что на самом деле нет никакой объективной реальности, а есть множество реальностей, и у каждого человека реальность своя. Из этого вытекает, что нет никакой истины, что нет никаких общих представлений о том, что может быть правильно или неправильно. Исчезает представление о грехе и, соответственно, о спасении. Все на самом деле расплывается. Это классический постмодернизм, который подводит к тому, что реальности нет.

Но христианство основано на факте, факте соединения Бога и человека во Христе. Все остальное из этого вытекает. Из этого вытекает конечная точка «омега» — что все творение в результате соединено с Творцом и восходит в полноту бытия. Из этого вытекает то, что попутно совершается, — победа над смертью. Наше спасение от греха и от последствия греха — от смерти. Все вытекает из этого поразительного факта: Творец соединяется с творением. Бог воплощается. Христос рождается.

Из этого факта действительно «вырастает» и Пасха, вырастает и Воскресение Христово. Потому что спасение для нас может быть только в том случае, если умирает и воскресает человек. Но просто человек умереть может, а воскреснуть нет. Смерть не может удержать только Бога. И поэтому для нашего спасения умереть и воскреснуть должен Бог. Но, если это только Бог, тогда к нам это не имеет отношения, искуплением это не является, и мы по-прежнему в смерти и во грехе. Т.е. это обязательно должен быть Богочеловек. И приход в мир, явление миру Богочеловека в Рождестве — это такой момент в истории человечества, в истории всего творения, поворотный момент, который отмечается и ликованием ангелов на Небесах, и появлением новой звезды в природе, и разнообразным человеческим откликом.

Это — Событие. При том, что оно настолько скромное, где-то в совершеннейшем захолустье, где-то на отшибе Римской империи, в совершенно не значимой провинции, в малюсеньком городишке, даже не в столице, наконец, — в хлеву. Это всемирного значения событие происходит вот так: скромно, незаметно, но замеченно.

Это, действительно, Любовь. Здесь нам явлено, как работает Любовь Божия к нам. И Любовь Божия к нам так или иначе отражает ту подлинную Любовь, которая есть в Самом Боге. И когда мы осознаем, что в любви есть такая необходимая составляющая, как доверие, то мы можем заметить это и в том, как происходит Рождество Христово. Бог Своего возлюбленного Сына отдает в руки человеческие. Понимаете, так или иначе, принимают этого родившегося в хлеву Младенца человеческие руки Марии и Иосифа. Они такие же люди, как мы с вами. Бог вверяет Своего Сына в человеческие руки. И через это доверие открывается путь Любви. Любовь Божия входит в этот мир, воплощается. Рождается Христос.

И следующий момент. Ну, хорошо, в основе нашего мировоззрения, нашей веры, нашей жизни лежит факт Божьего прохождения через этот мир. Рождество — Вознесение, внутри — смерть и Воскресение. Бог проходит через мир, соединяясь с нами. В основе всего лежит этот факт. Хорошо. А я тут причем? А как это все касается меня, моего сердца, моей жизни? Каким образом соединение Бога и человека оказывается моим соединением с Богом? Когда Иисус говорит, что остается только один грех — когда не веруют в Него — Он именно это и имеет в виду. Когда Он приходит, открывается возможность для каждого из нас войти в это соединение. Это соединение Бога и человека явлено, оно присутствует в мире. Значит, есть возможность каждому из нас, не скопом, а именно каждому в отдельности, своим собственным уникальным решением, войти в это соединение, согласиться на него, открыться ему, открыть свое сердце Духу Святому, Который совершит это соединение, как совершает Дух Святой соединение Отца и Сына в Троице. Точно так же, такого же типа соединение Любви может быть совершено с нами. Совершается с нами. Каждую секунду, каждое мгновение, когда мы открыты и в доверии предоставляем себя Богу, тогда происходит это чудо воплощения Бога уже внутри нас. Тогда мы оказываемся теми, кто составляет Тело Христово — Церковь. Тогда эта жизнь Христова, которая продолжается в нашем мире после Вознесения, продолжается через нас. Младенец Христос обитает в нас, отдан в наши духовные руки. Мы принимаем Его, как приняли Его Мария и Иосиф. Мы отдаем себя, как отдали себя Сыну Мария и Иосиф. Происходит соединение, ведущее в жизнь вечную. Каждую секунду. Не только в Рождество. Рождество — это повод, как любой церковный праздник, повод для того, чтобы вспомнить и заново пережить, чтобы настроить себя на постоянное переживание этого чуда — единения с Богом, вхождения в жизнь вечную.

Это, наверное, все, что я хотел вам сказать.

 

 

ВверхСчетчики

                Рейтинг@Mail.ru  


Счётчик © 2001 - . «Дорога Вместе»
Web-Master