год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати  

Размышления


Повсюду слышны вздохи и жалобы: «Ох, уж эта сегодняшняя молодежь!» — как будто молодые — все «под одну гребенку». Понятно, что многое тревожит «старших» — см. публикацию в этом выпуске выступления о. Льва Шихлярова. Но как же радостно видеть, слышать и, тем более, читать — то, что думают ДРУГИЕ молодые.

Соне Мордерер — всего 13 лет, но этот наш юный автор — серьезный думающий человек, и мы уверены, что вы разделите нашу радость от встречи с нею, прочитав ее размышления.


 

Будем как дети

София Мордерер

 

«В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больший в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них, и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном...» Мф 18:1-4.

 

Быть как дети. Что это значит? Как можно, будучи взрослым, быть ребенком? Порой это кажется таким же неправдоподобным, как превращение бабочки в гусеницу. И все же, раз Иисус так сказал, стало быть, это возможно. Что такое — быть ребенком? Это значит быть искренним, бескорыстным, свободным.

Чем старше человек, тем дальше он от детства. Мне, так как я еще нахожусь в «переходном» возрасте, т.е. на своеобразном мостике между детством и взрослой жизнью, хорошо заметно и понятно, как гаснут одна за другой эти «лампочки детства», как теряется беззаботность, как утрачивается умение удивляться, как появляются тесные рамки приличия, давящие со всех сторон. Окружающие люди, полагая, что тебе пора «узнавать мир», начинают знакомить с трудностями, рассказывать о всяких ужасах, которыми наполнена жизнь. В их понимании это и есть — узнавать мир. Но, узнавая эту сторону мира, начинаешь терять, забывать ту, которая с тобой с рождения. Ну, конечно, куда такому серьезному и «знающему жизнь» человеку бегать за бабочками, улыбаться звездам? И все же, пожалуй, самой большой потерей является потеря умения удивляться. Один писатель, автор замечательной книги «Мир Софии», Юстейн Гордер сравнивал нашу Вселенную с кроликом, а нас — с блохами: «Для многих людей мир не менее загадочен, чем трюк с извлечением кролика из пустого цилиндра. С кроликом мы все-таки понимаем, что  фокусник обвел нас вокруг пальца, хотя нам хочется докопаться, как именно это он сделал. С окружающим миром положение иное. Нам известно, что он не просто обман и надувательство, ведь сами мы ходим по земле и составляем часть действительности. Собственно говоря, извлекаемый из цилиндра белый кролик и есть мы. Пожалуй, белого кролика можно сравнить  с нашей Вселенной. Мы, земляне, похожи на крохотных  блошек, скрывающихся в  самой глубине кроличьего меха. Некоторые пытаются взобраться по шерстинкам наверх и заглянуть в глаза  гениальному фокуснику. Поскольку кролик гигантских размеров, фокус растягивается на миллиарды лет. Все человеческие детеныши рождаются на поверхности  меха, на самых концах волосинок, что позволяет им  с изумлением наблюдать за невероятным фокусом. Однако по мере взросления они зарываются все глубже и глубже в кроличий мех... где и остаются... С возрастом умение удивляться почти исчезает.  Если бы ребенок умел говорить, он бы наверняка рассказал о том, в какой удивительный мир попал. Недаром он тычет пальцем вокруг и с любопытством хватает все, что попадается ему под руку.

Когда ребенок  начинает произносить  первые слова, он при виде собаки каждый  раз вскакивает и кричит "ав-ав!". Он прыгает в коляске  и машет руками:  "Ав-ав!". Нас, успевших пожить на этом свете, возможно, смущает неподдельный восторг малыша. "Да-да, это ав-ав", — по-житейски привычно соглашаемся мы, — "только, пожалуйста,  сиди смирно". Мы не разделяем детской радости. Кто-кто, а мы навидались собак.

Возможно, такие приступы телячьего восторга повторятся еще не одну сотню раз, прежде чем ребенок станет невозмутимо проходить мимо собаки... или слона... или бегемота». 

 Итак, быть ребенком невозможно без умения восторгаться. Но это не все. Когда человек становится на взрослую тропу, он часто убежден в том, что быть взрослым — значит быть рассудительным и расчетливым. Всегда думать о том, что будет завтра. А вот дети не думают о завтрашнем дне, и, наверное, они правы. Многие люди, святые, философы повторяют нам, что жить надо в этот день и в эту минуту.

 

«Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф 6:26).

«Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф 6:34).

 

Думая о том, как прожить завтрашний день, человек не проживает сегодняшнего. И так постоянно. Ведь когда наступает завтра, думаешь о том, что будет послезавтра — замкнутый круг.

Удивительный парадокс: дети всегда очень хотят стать взрослыми. Они играют в дочки-матери, постоянно представляют, что их ждет во взрослой жизни, хотят стать похожими на родителей. Но, взрослея, они так же горячо хотят вернуть счастливую пору детства, стать как дети. Значит, люди все время не удовлетворяют себя, им хочется быть кем-то другим. Однако почему человек думает, что быть ребенком обязательно значит быть маленьким? Ребенком может стать каждый. Внутри.

 

Милосердие превыше справедливости

Мы всегда боремся за справедливость. Всегда и везде. А стоит ли? «Это несправедливо!» — злятся люди. «Требуем справедливости!» — кричат на митингах. Мы хотим справедливости, поэтому и происходят ссоры, войны. Ведь каждый считает себя несправедливо обиженным, каждый считает, что должен восстановить справедливость. Но лучше от этого не становится. Ни «несправедливо обиженному», ни его обидчику. Тогда, может, не стоит так упрямо бороться за эту справедливость? Подумайте, ведь своими спорами, ссорами мы только приумножаем зло, а не уменьшаем его, какими бы ни были наши благие цели вначале. Тогда нужно что-то, что сильнее справедливости. Но что? Милосердие. «Милосердие превыше справедливости» — слова Евангелия. Только представьте себе, что бы было с нами, если бы Бог судил нас по справедливости. Как велики наши грехи, и какой должна быть справедливая расплата за них! Страшно даже думать об этом. Но Бог милостив. Справедлив, но милостив. Он любит нас, Его детей, и не карает нас так строго, как надлежало бы по этой самой, такой желанной нами, справедливости. Бог милует нас. Давайте будем брать с Него пример. И можно не бояться, что мы ошиблись в выборе, такого не может быть. Мы же берем пример с Бога.

 И хотя справедливость — вещь хорошая, милосердие сильнее. Будем же милосердны!

 

ВверхСчетчики

                Рейтинг@Mail.ru  


Счётчик © 2001 - . «Дорога Вместе»
Web-Master