год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати  

Да будут все едино


Истинное свидетельство любви к Богу

 

Рассказ о жизни экуменического монастыря Бозе

Ирина Багратион-Мухранели

К числу больших везений моей жизни я отношу свое знакомство с итальянским экуменическим монастырем Бозе.

 В 1996 году я получила приглашение на Международный конгресс, посвященный преподобному Серафиму Саровскому.

Это была моя первая научная командировка за границу. Многое было непонятно: если это монастырь — почему у них проходит научный конгресс, кто они, как надо там держаться и т.д. Успокаивало то, что в Бозе уже прошли три Международных конгресса: о преподобном Сергии Радонежском, о Ниле Сорском и исихазме, о Паисии Величковском. Явно интерес хозяев к "spiritualita russa" был серьезен и глубок. (В то время немного можно было назвать мест в России, где проводились бы аналогичные конгрессы.) Вскоре я узнала, что у истоков конгрессов стоят такие патриархи славистики, как Нина Михайловна Каухчишвили из университета в г. Бергамо, Гелиан Михайлович Прохоров из «Пушкинского Дома» в Санкт-Петербурге и ученый секретарь монастыря Адальберто Майнарди. С братом Адальберто мы, в основном, разговаривали по телефону, он очаровывал петербургским произношением, и я, ожидая встречи с этим монахом — ученым мужем, воображала его себе почему-то обязательно седобородым. Каково же было мое удивление, когда я увидела молодого человека, чуть старше моих студентов, и он-то и оказался братом Адальберто — именно тем, кто организовывает научную деятельность монастыря и все конгрессы, переводит, редактирует и издает материалы этих конгрессов. И, замечу, делает это успешно скоро четверть века.

Сегодня монастырь Бозе известен по всей Италии, а в славистских кругах — и далеко за ее пределами. Монахи проводят дискуссии, обсуждения проблем современного христианства. Настоятель, падре Энцо Бьянки — выдающийся проповедник, миссионер и богослов. Его книги, посвященные анализу Священного Писания, отцам Церкви, опыту Восточных церквей, широко используют в современной практике различных церквей Италии. Энцо Бьянки — глубоко верующий и современный человек, который соотносит вызовы современной жизни, состояние меняющегося мира с жизнью Церкви. Его часто приглашают на телевидение. Личный опыт духовной жизни, строительство общинной жизни монастыря, привлекают к нему многих.

Дело в том, что община Бозе возникла не по официальному решению каких-то структур, а буквально по велению сердца. После исторического II Ватиканского Собора, который призвал католический мир оценить опыт Православной Церкви XX века, молодой Энцо откликнулся на этот призыв. Первоначально это было желание возродить заброшенный храм XIV века на севере Италии, в горах. Вместе с двумя друзьями он молился, трудился, и постепенно вокруг него стали собираться  единомышленники. Сегодня община насчитывает девять десятков человек, мужчин и женщин. Монастырь смешанный, братья и сестры живут раздельно, сходятся на богослужении, совместные трапезы бывают по большим праздникам — на Рождество, Пасху. Одетые в обычную современную одежду, во время богослужения они переодеваются в белые монашеские плащи с капюшонами. Служба их, выработанная в результате специальных научных розысканий, представляет реконструкцию литургии общин первых христиан. В храме рядом с распятием стоят семисвечник и православная икона[1]. За алтарем братья и сестры читают в сопровождении органа псалмы, богослужебные тексты, Евангелие. Они стоят друг против друга, как бы перекликаясь и поддерживая голосами слова молитв, создавая своего рода антифонное чтение. Остальные сидят, как это принято в католических храмах.

Во время конгрессов производит огромное впечатление возможность видеть рядом во время богослужения священников разных конфессий. Литургия составлена так, «чтоб никто не ушел обиженный». Амвросия Медиоланского признают и Православная и Католическая церкви. Отобранные с большим богословским знанием и тактом, во время службы исполняются те части, которые есть и в католической, и в православной службах. Когда я была в первый свой приезд на службе, братья обратились к епископу Нижегородскому Николаю за благословением. Он сидел среди гостей, но вышел к братьям и сестрам и благословил всех.

С тех пор мне посчастливилось не раз оказываться на службе в этом монастыре. Греческие, сербские, французские, румынские, английские, болгарские, итальянские, русские священники участвовали в богослужениях. И каждый раз это становилось кульминацией конгрессов, какие бы великолепные доклады ни звучали в конференц-зале. Богослужебная практика одного монастыря, находящегося вдали от больших городов (Бозе находится между Миланом и Турином), высоко в горах,  демонстрирующая, как многое нас, христиан, живущих разным уставом, в разных странах, объединяет, а не разделяет, — это очень важно.

Деятельность монастыря разнообразна. Но постоянно в Бозе проходят конференции, призванные дать возможность христианам Запада и Востока лучше узнать друг друга. В этом году проходил XVII Международный экуменический конгресс. Он был посвящен «Духовной борьбе в православной традиции». Отец Энцо Бьянки говорил о библейских составляющих духовной борьбы. Митрополит Филарет (Минский и Слуцкий) посвятил свое выступление «богословию аскетического подвига». Французский богослов и монах, профессор  Андре Луф делал доклад об Исааке Сирине — его борьбе за молитву. Другие доклады были посвящены отцам Церкви (например, Максиму Исповеднику),  духовной борьбе в различных поместных церквях, даже отдельным конкретным грехам (например, чревоугодию). Вставала картина духовной борьбы в истории и в современном мире. Последней темой митрополит Диоклийский Каллист (Уэр), православный англичанин из Оксфорда, завершил Конгресс. Доклады были не только прочитаны выдающимися богословами современности. В этот раз степень духовности и глубины выступавших была столь несомненной, что впечатления от Конгресса были не столько в области познания, а, скорее, нового опыта. Те, кто произносили высокие и простые богословские слова, имели на это, начиная с о. Энцо Бьянки и митрополита Филарета, глубокое внутреннее право. Такой уровень пережитости и продуманности, наполненности слов, встречается не часто. Но монастырь Бозе умеет находить не просто интересных ученых, занимающихся православием, но людей, по-настоящему духовных. Постоянным гостем Бозе бывал С.С. Аверинцев, читали доклады С.С. Хоружий и С.Г. Бочаров, О.А. Седакова, регулярно участниками бывают делегации Московской патриархии.

В разные годы приезжали разные участники. С каждым разом их становилось все больше. В этом году гостей было 250 человек. Но все также  в монастыре царит дух единения и братской христианской любви, каждый чувствует какую-то особую заботу и гостеприимство братьев.

Приезжая раз от разу, видишь, как растет монастырь. Потому что растет он и в плане духовном, и материальном. В первую очередь это, конечно, мозговой центр. Ученый секретарь брат Адальберто Майнарди из года в год организует конгрессы и умеет привлекать самых разных ученых. Издательство и книжный магазин с печатной продукцией — украшение монастыря. Часть материалов Конгрессов публиковались по-русски, в православных журналах, в сборниках киевского издательства «Дух и литера». Братья и сестры учатся иконописи. Имеется в монастыре гончарная мастерская, ведутся столярные работы, на прилегающих к монастырю сельских угодьях взращивается все, чем кормят гостей.

У монастыря много друзей. Братья открыты к общению с приезжающими и приходящими к ним мирянами. К ним можно приезжать, участвовать в жизни монастыря, в его работах и духовных беседах. В Бозе устраиваются тематические встречи по разным аспектам изучения или книгам Священного Писания, иногда двух- трехнедельные, иногда более краткие.

Интересы самого монастыря — это и Иисусова молитва, и проблема старчества, опыт новомучеников русской церкви, опыт русской монашеской жизни, деятельность греческой церкви, горы Афон, иконопись Андрея Рублева.

Расположенный в живописном месте, монастырь все время строится. Новая церковь, кельи, цветы — и преображенная, когда-то заброшенная земля притягивают паломников, священников, друзей, ученых в этот экуменический монастырь, возникший среди итальянских церквей и христианских движений как истинное свидетельство любви к Богу. 

 

[1] См. также публикацию о Бозе «Единство — вопрос нашей святости». «Дорога вместе» № 3-4/2004.

 

ВверхСчетчики

                Рейтинг@Mail.ru  


Счётчик © 2001 - . «Дорога Вместе»
Web-Master