год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати  

Дни о. Александра Меня


Учась у великих мастеров прошлого

 

Возрожденная техника энкаустики в работах священника Андрея Давыдова

Ирина Языкова

В сентябре в ДК «Дубрава», в поселке Семхоз прошла выставка «Энкаустические иконы священника Андрея Давыдова». Выставка была приурочена к дням памяти о. Александра Меня.

Священник Андрей Давыдов — профессиональный художник, тридцать лет он пишет иконы. Живет и служит в Суздале, он настоятель двух храмов — Никольского и Рождества Христова. Однажды он заметил, что темперные иконы, написанные им десять-пятнадцать лет назад, потемнели, даже те, что были покрыты не олифой, а современными стойкими лаками, тогда как энкаустические иконы сохраняют свежесть цвета в течение десяти-пятнадцати веков. И он решил заняться этой техникой всерьез.

Энкаустика (живопись восковыми красками) была известна еще в древнем мире, в нач. I тысячелетия до н. э. Эта техника широко применялась в египетской и греческой живописи, например, в технике энкаустики созданы так называемые Фаюмские портреты. Коллекция таких портретов есть в Пушкинском музее. Христиане переняли эту технику, и первые иконы написаны именно восковыми красками. Например, иконы V–VII вв. из монастыря св. Екатерины на Синае. В VIII–Х вв. энкаустику вытеснила темпера, в которой связующим материалом служат яичные эмульсии. Эта техника давала художнику иные возможности. Когда христианская живопись уходила от античного натурализма к более условной, символической живописи, то пригодилось свойство темперы создавать образы облегченные, наполненные светом, где графические фигуры и плоскостные предметы существуют в условном пространстве. Византийская иконописная классика создана именно темперой. Темперную технику восприняли и древнерусские мастера, обучавшиеся иконописанию у греков. В этой технике работают и сегодня большинство иконописцев, считая темперу идеальной для иконописи. В XVIII–XIX вв. появились иконы, написанные маслом. А сегодня художники пробуют вводить новые технологии, используют синтетические материалы. Словом, время поисков и экспериментов в церковном искусстве не прошло.

Экспериментатором можно назвать и о. Андрея Давыдова, который вот уже пятнадцать лет занимается возрождением энкаустики.

Как писать воском, сегодня знают, увы, немногие. Нельзя сказать, что древние рецепты совсем потеряны, но они мало известны и не всегда применимы в современных условиях. О. Андрей стал изучать энкаустику и разрабатывать собственные рецепты очищения воска и изготовления восковых красок. Он пробовал и горячую энкаустику, и холодную, работал в смешанной технике энкаустики с темперой, писал восковыми красками на стене. И на сегодня на его счету множество самых разных работ: небольшие иконы и монументальные иконостасные иконы высотой до двух метров, и стенные композиции. Все они выглядят, будто написаны вчера — краски яркие, свежие, насыщенные. Наиболее наглядный пример стойкости энкаустики — стенопись. Например, в Псковском храме Рождества Иоанна Предтечи, где раньше служил о. Андрей, им выполнены композиции и на открытой улице, на фасаде храма, и внутри — в притворе и в самом храме, который не отапливается. И все росписи за десять лет практически не изменились.

Воск обладает способностью обволакивать пигмент, предохраняя его частицы от реакций с другими пигментами, от воздействия влаги и коррозии. Восковые краски очень пластичны, эмалевидность цветовых поверхностей создает впечатление свечения, драгоценности живописи. При этом энкаустика дает живописцу широчайшие художественные возможности — от почти реальной трехмерной передачи пространства, свойственной масляной живописи, до схематических графических плоскостных решений, напоминающих работу темперой, тушью или гуашью. Такой широкий диапазон и старается использовать о. Андрей. Но задача его не реставрационно-археологическая, а творчески-художественная. Возвращаясь к древней технике, он, на самом деле, ищет современный образ.

Сам иконописец говорит так: «До X века икон в Церкви было мало. Храмы активно декорировались мозаикой, фресками, но икона — это особая драгоценность, молельный образ. И это определяло особое отношение к иконе, которое предполагает какой-то очень интимный, личный, близкий человеческий контакт и диалог. Энкаустическая техника позволяет достигать особой глубины и активности во взаимодействии с молящимся».

 

Именно это и делает икону современной, не отстраненной от нас, а взывающей к ответу. В энкаустической технике есть какая-то первозданность и в то же время острота переживания преображенной материи. Может быть, поэтому образы новопрославленных святых, написанные о. Андреем, особенно интересны. Особо хочется отметить образ св. исповедника свт. Афанасия (Сахарова), в котором сохранено и портретное сходство и дано идеальное иконописное обобщение, а также найден точный градус духовности, так что создается впечатление живого непосредственного контакта. Сам о. Андрей, говоря об особенностях энкаустических икон, называет такие образы «требовательно-пронзительными», уводящими от «молитвенного уюта» и призывающими к реальному общению, к подлинной встрече молящегося и изображенного на иконе.

Помимо всего прочего, энкаустические иконы о. Андрея очень красивы по цвету.

Красота иконы — это особая тема. Многим более привычна иконописная эстетика русской классики, прежде всего, Рублева и Дионисия. Немало сейчас и любителей Византии. А о. Андрей явно ориентируется на восточные традиции: в его образах есть отголоски и реминисценции сирийской, каппадокийской, грузинской иконописи.

Возможно, такие иконы подойдут не для каждого храма. И не каждый зритель примет их как откровение для себя. Но, например, в храме преп. Сергия Радонежского в Семхозе, построенном на месте убиения протоиерея Александра Меня, иконы о. Андрея прекрасно себя чувствуют, соседствуя с росписями архим. Зинона (Теодора).

Совмещая призвание священника и иконописца, о. Андрей хорошо понимает, что икона не украшение храма, а важная часть его литургической жизни. «Как служащий иерей, я пытаюсь проектировать свои работы именно как необходимые и задействованные в богослужебном, литургическом, молитвенном процессе, пространстве и действе. Пытаюсь создавать работы, которые стали бы органичной, неотторжимой и необходимой частью этого литургического процесса», — пишет он в одной из своих статей. Его теоретические работы не менее интересны, чем его иконопись. Иконописцы не всегда пытаются глубоко осмыслить то, чем они занимаются. О. Андрей — исключение.

Есть ли у о. Андрея ученики? Как ни странно, немного. В России их почти нет. Но есть в Италии: в бенедиктинском монастыре Пралья он уже девятнадцать лет ведет иконописные курсы. Многих хотел бы о. Андрей приобщить к тайнам энкаустики, но делится основами этой техники только со «старшими» из своих учеников, поскольку эта техника требует точности руки и глубины чувства, а это под силу лишь настоящим мастерам.

Сам о. Андрей не перестает учиться, постоянно в поиске, его цель — соединить древнее и новое, мастерство и откровение, традицию и творчество. В одной из своих статей иконописец пишет: «Учась у великих мастеров прошлого, изучая различные эпохи и стили, сложившиеся в могучее и многоветвистое дерево традиции христианского искусства, нам должно выявить в этой традиции аспекты, наиболее соответствующие духовным поискам и запросам современного человека. Художественный опыт Церкви первого тысячелетия христианства оказывается не менее близок и востребован для нашего поколения, чем опыт позднего средневековья. Выразительные, близкие образы энкаустических икон, фресок и мозаик первых веков оказываются очень созвучны внутренним интуициям нашей религиозности, ищущей христианства не как набора интеллектуальных убеждений, но как реального, действенного проявления Веры в пространстве нашей жизни».

 

Вы можете заказать иконы в мастерской о. Андрея,

обратившись по адресу:

601293 г. Суздаль, ул. Лебедева,

Свято-Никольская церковь,

Иконописная мастерская «СОФИЯ».

Руководитель: священник  Андрей Давыдов.

Тел./факс: (49231) 25151.

Моб.: +7-915-793-65-16, +7-905-616-67-62.

E-mail: StNikolas-Suzdal@yandex.ru.

Сайт мастерской: www.rusicons.ru, www.rusicons.com.

 

ВверхСчетчики

                Рейтинг@Mail.ru  


Счётчик © 2001 - . «Дорога Вместе»
Web-Master