год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати  

Человек перед Богом


Бог на скамье подсудимых

Жан Ванье

В Евангелии от Иоанна (9:1-41) ученики Иисуса встречаются с человеком, который родился слепым. Их непосредственный вопрос — кто виноват?
«Кто согрешил, он или родители его?»
Этот вопрос не новый. Он особенно мучит родителей ребенка с ограниченными возможностями, а также каждого человека, который испытывает страдание или бедствие. Почему мой муж умер от рака? Почему у нас нет детей? Всегда возникает это «почему». Несколько лет назад в Гватемале было землетрясение, которое произвело опустошения в бедном квартале. В квартале богатых людей не было разрушений. Один церковный руководитель заявил, что это землетрясение было наказанием от Бога для людей, которые не жили согласно Его заповедям. Как будто богатые люди жили по Божиим заповедям, а бедные нет! В Библии можно найти цитаты, которые, как кажется, подтверждают эту точку зрения: праведный человек, благословен, у него прекрасная многодетная семья и стада без конца. Богатство и успех становятся знаком добродетели, благословения.
Крест Иисуса в Евангелии представляет совсем иное видение. Распятый, отвергнутый, меньший, бедный — друг Богу. Но это безумие, скандал для всех нас.
Тем не менее, вопрос учеников Иоанна при виде слепорожденного человека остается. Представление о том, что рождение ребенка с ограниченными возможностями вызвано тяжелыми ошибками предков, существовало всегда. Если это не так, откуда эта инвалидность? Ошибка природы? Наказание от Бога?
На этот вопрос учеников Иисус дает следующий ответ: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божий» (Ин 9:3). Какие дела Божий? Для кого-то — чудо, которое Иисус совершит, исцеляя его. Для других Божие дело — это любовь. Каждый человек создан для того, чтобы любить самому и быть любимым. Ребенок с ограниченными возможностями также жаждет быть любимым и сам способен любить. И, так как он — другой, требуется особая любовь, даруемая Богом, чтобы принимать его, ибо первая реакция родителей, у которых родился ребенок с ограниченными возможностями, всегда разочарование.
Да, конечно, этот ребенок — разочарование для своих родителей. Они так хотели красивого ребенка, которым они могли бы любоваться в ходе его развития, ребенка, который радовал бы их своим взглядом, своей любовью, своей улыбкой... Но вот все складывается совершенно иначе: он почти не отвечает на их попытки общения с ним. Для них это большое разочарование. Они могут себе представить, какие потрясения войдут в их жизнь вместе с таким ребенком: проблемы медицинского наблюдения, поиск специальных школ, чувство растерянности, связанное с непониманием жестов ребенка, его криков, его страданий. Быть может, им предстоит столкнуться также с неприятием со стороны соседей или родственников, их будут приводить в замешательство взаимоисключающие советы врачей... Их жизнь будет весьма непростой...
Но для этих родителей существует нечто более глубокое. Этот ребенок — их ребенок, которого они хотели, сформировавшийся в утробе матери. Они же дали, передали ребенку жизнь, свои гены. Плохой плод? Плохое дерево? Разочарование оборачивается чувством виновности. Недостаток взаимоотношений со своим ребенком, неудачи в его воспитании обижают родителей. Растет взаимный гнев супругов: «Это твоя вина, ты слишком мало заботишься о ребенке, ты оставляешь меня совсем одного/одну» — или ропот против Бога: почему, почему мы? В их сердцах появляется, возможно, чувство глубокой психологической виновности, а также ощущение того, что они не в силах справиться с этими трудностями.
Как верить тому, что этот ребенок — драгоценность, Божий дар, для того чтобы проявить Божий дела? Особенно если настоятель или прихожане не слишком благожелательно относятся к их семье: «Ваш ребенок слишком кричит во время Литургии».
Я лично тревожусь, когда встречаю семьи, от которых слышу, что они гордятся тем, что Бог их выбрал, чтобы дать им одного из этих самых драгоценных детей. Нет, Бог не выбирает какую-то семью, чтобы там родился человек с ограниченными возможностями. Такое выражение может страшно ранить родителей, которые не хотят быть «избранными Богом»... Бог уважает вторичные причины, законы, которые управляют вселенной и генетикой. Бог не порождает землетрясения для того, чтобы наказать злых людей. Нет! Бог оказывает, может оказывать помощь страдающей семье через дар новой силы, новой любви.
Надо признать, что инвалидность ребенка представляет собой, в первую очередь, страшное испытание. Могут пройти годы и годы, пока родители смогут мирно принять своего ребенка как Божий дар, а не как бремя. Этот долгий и трудный путь требует многих опор. Во-первых, это семьи — братья, сестры, дедушки и бабушки, благожелательные друзья, компетентные и относящиеся с уважением врачи, ассоциации родителей, такие как «Вера и свет», и так далее. Во-вторых, у самих родителей часто бывает чрезмерная чувствительность: случайно оброненное замечание, взгляд им причиняют боль, вызывают чувство виновности.
Это не означает, что нет счастливых минут, проведенных с их ребенком, неожиданных сдвигов в развитии, взгляда, полного любви, улыбок, дивных мгновений, когда чувствуется Божие присутствие. Это и удивление друзей или соседей перед красотой их ребенка. Да, у кого-то из родителей бывают моменты, когда они в состоянии сознавать, что их ребенок — Божий дар.
Чтобы помочь родителям жить, не мучаясь чувством виновности, и принять своего ребенка таким, каков он есть, — а не таким, каким они хотели бы его видеть, — нужно, чтобы новое видение человеческой хрупкости распространилось в Церкви и в обществе.
Наши богатые общества — и даже бедные в экономическом отношении — развили в своей культуре атмосферу виновности или индивидуализма. Ты — важный человек, если преуспеваешь. В этой культуре соперничества чтут сильных, жалеют слабых: надо сделать что-то, чтобы им помочь. Многие несут потери, многие являются жертвами. Атмосфера соперничества быстро превращается в атмосферу депрессии.
Видение Иисуса противоположно: это культура благожелательности, где каждый драгоценен и важен. Человеческий успех лежит не в сфере эффективности, не в сфере власти, а в сфере отношений с другим человеком. Когда читаем святого апостола Павла, видим, что почти все его Послания настраивают на общинную жизнь: «Носите бремена друг друга» (Гал 6:2), «Дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп 2:2-4).
Я бы сказал, что полностью принимать ребенка с ограниченными возможностями — это невозможно без любящей общины, без новой силы, которая приходит от Бога. Когда принадлежишь общине, тогда осуществляются слова св. Павла: «Члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения» (1 Кор 12:22-23).
К сожалению, многие приходы не являются теми общинами, где одни заботятся о других. Конечно, в некоторых приходах есть специальные ассоциации, такие как «Вера и Свет» или «Ковчег». Но Церковь потеряла представление об общине, где родители ребенка с ограниченными возможностями чувствуют, что они вполне приняты, где их ребенок — сокровище, достойное почитания. Благодать преображает природу. То, что по-человечески кажется провалом, неудачей, превращается в скрытое, но истинное присутствие Иисуса — в той же степени, как в Евхаристии.
Но что делать в ожидании преобразования наших сердец и наших приходов, в ожидании церковных общин, восприимчивых к инвалидам — имеющих мудрость и пробующих новые подходы, в ожидании распространения этого нового видения «меньших» как знамений Божьего присутствия?
Нужно развивать любой вид поддержки родителей: поощрять приходы искать для людей с ограниченными возможностями их место в Литургии.
А прежде всего, надо надеяться и молиться, чтобы Церковь преобразилась Святым Духом, сокрытым и проявляющимся в самых слабых людях. Ибо, в конце концов, Божий Дух один может превращать то, что кажется неудачей, в ликование, в победу любви: «Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их. Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю источниками воды» (Ис 41:17-18). Да, их беда превратится в ликование в общине, исполненной сострадания и поддержки. Люди с ограниченными возможностями имеют важное, нужное призвание в Церкви, где единственная иерархия ценностей — любовь. Любовь же изобретательна до бесконечности.

 

Перевод с французского
Мишеля Обри.

Опубликовано на сайте
http://feosobor.ru/

 

ВверхСчетчики

                Рейтинг@Mail.ru  


Счётчик © 2001 - . «Дорога Вместе»
Web-Master