год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати  

 


С нами Бог!

 

Проповедь на Литургии в храме
свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине (Москва).
6 января 2008 г.

Прот. Александр Борисов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшний день Церковь уже начинает праздновать осевое событие истории человечества — приход в мир Сына Божьего, Христа-Спасителя. И когда мы говорим об этом, конечно, сразу возникает вопрос: «От чего спасает нас Господь Иисус Христос?» И Евангелие от Матфея, первую главу которого мы сейчас все слышали, говорит нам: «Он приходит, чтобы спасти людей от их грехов». Потому что грехи человеческие являются главным источником зла в мире: зависть, злоба, агрессия, эгоизм, жестокость — все это имеется в сердце каждого человека.  Очень часто это вырывается наружу и приносит зло вокруг нас, человек сеет зло вокруг себя.

Не нужно, наверное, приводить свидетельства (особенно последних лет) нелепых террористических актов, когда погибают сотни и тысячи ни в чем не повинных людей.  Совершенно ясно, что это исходит из человеческого сердца. И это оскверняет не только человека, это оскверняет и землю, на которой мы живем, оскверняет историю, это уничтожает всю жизнь. Жизнь — самое драгоценное, что даровано каждому из нас. Было время, когда ни одного из нас не было, мы отсутствовали, нас просто не было. Вдруг в какой-то момент каждый из нас появился. Появился, как какое-то очень сложное и бесконечно прекрасное творение Божие, которое начинает понимать и окружающий мир, и людей, начинает возвышаться до понимания Бога и, в какой-то мере, Его замыслов, и участвует в них, понимая, что каждый из нас несет в себе эту частичку Божества, которая в Библии названа «образ и подобие Божие». Но, кроме того, каждый из нас несет этот заряд греха, заряд какой-то природной необращенности, природной злобности и эгоизма. И вот именно от этого Господь приходит нас спасать. Он приходит, чтобы преобразить жизнь, которая существует на земле, которой предоставлена была огромная, колоссальная свобода: избирать путь добра или зла. И в большин-стве случаев творение часто уклоняется от Бога и избирает путь зла — каждый из нас очень хорошо это знает по себе.

И вот Господь приходит к нам для того, чтобы нас призвать к добру. Призвать не насильно, не через страх наказания, а через любовь. Поэтому Господь и приходит в мир беспомощным Младенцем, Которому не оказалось места даже в гостинице, Которому люди не отворяли дверь. И так продолжает Бог всегда обращаться к человеку. Именно так: очень смиренно, скромно. Даже последние строки Библии — книга Апокалипсис — содержат слова: «Се, стою у двери и стучу, и кто отворит Мне — войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Господь по-прежнему обращается к каждому из нас, как некий путник, который просит, чтобы его впустили в дом. И если мы Его впускаем через ту дверь, которая имеет только одну ручку — изнутри, если мы отворяем эту дверь изнутри, то мы впускаем Бога в свою жизнь.

А можем и не впускать, можем затвориться и жить «как все» — в своих интересах, в своих страстях, не сообразуясь с тем, как устроен и для чего устроен мир. Мир создан для добра, для красоты, для любви, для счастья, для радости — поэтому и главная книга Библии называется Евангелие — Радостная Весть. «Евангелие», греческое слово,  именно это и означает — «Радостная Весть».

И сегодня мы празднуем событие, историческое событие, не просто какое-то мифологическое сказание «о некотором царстве, некотором государстве», а происшедшее в конкретное историческое время, которое мы прекрасно знаем. В Символе веры не случайно мы поем: «Распятого за нас при Понтийском Пилате», — это имя известно, это конкретное историческое лицо. Вот в это время и произошли все события, которые стали  решающими для истории мира, которые создали новую цивилизацию. Создали науку, технику — все, что мы имеем. Все произошло в лоне христианства (если мы оглянемся на историю даже невооруженным взглядом). 

И начинается это все с того, что Бог приходит, Бог становится к нам близок. Да, с нами Бог.  Он приходит, как один из нас, приходит, как бедняк, приходит, как последний нищий, которому не нашлось места в жилье, а только в загоне для скота. Для чего так? Ведь Бог мог прийти, как знатный вельможа, знатный царь, богослов — кто угодно, но пришел, как последний бедняк, для того, чтобы ни один человек не сказал: «Ну, это Он пришел для богатых, а не для меня». Нет, Бог приходит для каждого последнего бездомного бедняка.

И приход Его в мир случился не так, как в сказке, — «по щучьему велению», но этому предшествовала длинная история конкретных лиц. И поэтому сегодняшнее евангельское чтение может озадачить людей, которые, быть может, недавно пришли в Церковь: зачем это длинное перечисление имен: Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду, Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома, Есром родил Арама,  Арам родил Аминадава,  и т.д.

Евангелист пишет это для общины. Его община, евангелиста Матфея, на территории нынешней Палестины, состояла, главным образом, из иудеев — евреев, которые обращались ко Христу, которые стали христианами, уверовали в Иисуса как Мессию, Спасителя, посланного для установления нового мира, новой правды, нового добра. И для них было важно родословие: пришел человек — а кто он? Откуда он? Кто его предки? И поэтому Матфей излагает эту историю, что да, Он произошел именно от Авраама, родоначальника этого народа, того человека, которому Бог сказал: «Выйди из дома родства твоего, и Я создам из тебя новый народ, для того, чтобы твое обычное окружение не поглотило, не растворило в себе эту новую, Божественную силу, входящую в мир». И далее от этого человека происходит сначала один сын, которого он долго-долго ждет, веруя, — и, когда становится совсем уже престарелым, на склоне лет, исполняется  это обещание Божие — рождается сын Исаак.  У Исаака рождаются двое других сыновей, и т.д., все они перечисляются, от колена Иудова до Христа Спасителя. Тем самым Писание нам показывает, что эти Божии действия осуществляются не без участия человека. Необходимо человеческое участие, человеческие жизни, старания, стремление, для того, чтобы Божия правда вошла в мир. Мы нужны Богу как Его соработники, как Его сотрудники, чтобы становиться на сторону добра, и через нас, дав нам этот импульс добра, дав нам мудрость, знания, откровение о Себе, Бог совершает преображение этого мира.

И вот эта длинная череда имен, которая становится человеческим материалом осуществления замыслов Божиих, приводит именно к рождению Иисуса Христа Спасителя. 

Матфей кратко излагает то, что подробно рассказывает евангелист Лука, — о рождении Младенца Иисуса от Девы Марии и Святаго Духа. Матфей кратко лишь говорит, что оказалось, что Мария, когда они лишь только были обручены, имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф решает, что Она оказалась неверной женой, и, будучи человеком добрым, решает не обличать Ее (потому что он имел полное право заявить во всеуслышание  о ее неверности, и единственная ее судьба — быть побитой камнями за нарушение супружеского обета).  Но Иосиф решает ее тайно отпустить и расстаться, не делая ей никакого зла, не добиваясь «справедливости». Но, «едва ему помыслившу это», во сне ему является Ангел Господень и говорит слова, которые приводит евангелист Матфей: «Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго. Родит же Сына и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». И далее Матфей поясняет, что все сие произошло через пророка, ибо было предсказано еще в Ветхом Завете пророком Исаией: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Емманyил, что значит: с нами Бог». То имя, которое говорит Исаия — Эмманyил — означает именно «С нами Бог»,  а имя Иисус означает «Бог спасает». Поэтому одно имя обозначает как бы суть того, что произошло — «С нами Бог», а Иисус — действие Бога, и именно это  имя повелевает Ангел Иосифу дать Младенцу. И, «встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою». Подумаем о том огромном риске, на который шла Мария, согласившись стать Матерью Господа от Духа Святого, понимая, что Ей грозит. Но, веруя в Бога и зная, что Бог найдет те пути, которыми избавит Ее и Младенца, и устроит спасение, Она доверяет ангельской вести и говорит: «Се, раба Господня, да будет Мне по слову Твоему».

И сказано об Иосифе, что он «не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус». И наречением имени Иосиф принимает Его как сына, и Иисус включается тем самым во всю ту череду поколений, которая перечислялась. Он берет на Себя, вбирает в Себя все эти человеческие судьбы — и праведных, и грешных, и людей мужественных, и людей боязливых, — все то человеческое, что было, Иисус принимает и все это наполняет Своим Божеством, Своей благодатью. В Иисусе воплощаются все поиски и жизненные устремления его предков по плоти, которые соответствовали Божьему замыслу.

Пусть Господь благословит нас, чтобы мы каждый год глубже и больше и шире понимали значение этого события — прихода Спасителя в мир. События, после которого история человечества пошла другим, новым путем — не путем страха и насилия, а путем добра и убеждения, путем призыва — призыва к покаянию, призыва к добру, призыва, подобного тому, который находим у апостола Павла: «Подражайте мне, как я Христу».  С тех пор путь для человечества — это именно подражание Христу. 

Пусть Господь благословит каждого из нас, чтобы в нашем сердце появилось горячее желание идти этим путем. Идти за родившимся Младенцем Христом.

Аминь.

 

ВверхСчетчики

                Рейтинг@Mail.ru  


Счётчик © 2001 - . «Дорога Вместе»
Web-Master