год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати  

События


К 100-летию со дня рождения архиепископа
Вологодского и Великоустюжского Михаила (Мудьюгина)

 

 

12 мая 2012 г. исполнилось 100 лет со дня рождения архиепископа Вологодского и Великоустюжского Михаила (Мудьюгина). Мы решили, в связи с этим, опубликовать найденное недавно в нашем архиве интервью с владыкой Михаилом, которое у него взял корреспондент газеты «Красный Север» в мае 1993 г.

 

 

Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Михаил:
«У дьявола нынче много работы»

 

Ваше высокопреосвященство, вряд ли можно говорить, что Вы удаляетесь на покой — Вас ждет богословская и преподавательская деятельность в Санкт-Петербургской духовной академии. Каким проблемам богословия Вы считаете нужным в самое ближайшее время уделить свои силы?

Сейчас у Церкви есть две самые важные проблемы. Первая — то, чтобы во всем нашем богословии и особенно в сердцах и умах первое, превалирующее, доминирующее место занимал Иисус Христос. Это самое важное, самое первое. Наше преклонение перед Ним, наша любовь, наша обращенность к Нему не может ничем в Церкви затемняться, что, к сожалению, часто имеет место не только в богословии, но и в суждениях верующих людей об объектах их преклонения и почитания. Христоцентризм, если говорить богословским языком, — самая важная проблема.

Вторая тесно связана с нею — это очищение Церкви от всего того, что мешает глубине религиозного чувства и его проявлениям.

 

В ваших трудах Вы проявили себя как весьма критическая личность. Сохраните ли Вы свой критический настрой в будущем? На что он будет направлен?

Вы несколько переоцениваете этот мой критицизм. Я член Русской православной церкви и все, что я творю и делаю, — делаю в рамках своей церковной принадлежности.

Но в то же самое время не только мне, но и всему священноначалию церковному нужно бороться за очищение Церкви, за ее качественное преуспеяние и развитие. Нужно не только, чтобы храмы и монастыри открывались, но и чтобы они заполнялись людьми, исполненными глубокой веры. Самое главное то, что делается в душе человека. Христос пришел не для того, чтобы переделывать храмы и строить новые. Он пришел для того, чтобы в душах человеческих создавать храм Духа Святого. Этой цели должна служить Церковь Христова прежде всего.

 

В откровении Иоанна Богослова говорится о том, что в последние времена множество лжепророков заполонят землю. Весь Череповец заклеен афишками о какой-то Марии Дэви Христос[1], о...

Очень их много, очень. Я считаю, что все это самая настоящая дьявольщина. Это проявление мощи, с которой силы зла обрушиваются на Церковь Христову как раз тогда, когда она получила некоторую свободу дышать. Тогда, когда ее душили, в сущности, дьявол мог отдыхать. Теперь руки Церкви развязаны, можно много делать и многое делается (слава Богу!) — в это время для дьявола очень много работы. И вот он старается все силы бросить, чтобы подорвать ее, если не угнетением извне, то всякого рода нелепостями изнутри.

Новые ереси отличаются от древних только тем, что древние по глубине мышления заслуживали изучения и борьбы с ними. Новые ереси типа богородичной, типа тех, что приводят к тому, что странные личности в белых балахонах разгуливают по улицам — они не заслуживали бы даже упоминания. Если бы не это множество людей, которые бросаются на все новое, как на какую-то приманку, забывая о том, что для всех нас Христос дал такое богатство, которое обогащает всякого, обратившегося к Нему со времен Его жизни на Земле, которому обеспечено будущее вплоть до потустороннего мира.

Все эти обольстительные, нелепые теории должны исчезнуть сами собой. 

 

Множество скептиков, глядя на нынешнее возрождение Церкви, говорят, что это только модное поветрие. Такое же модное, как некогда коммунизм...

Увлечение коммунизмом являлось результатом насильственного воздействия на умы и сердца людей. С одной стороны, насилие идеологическое, с другой — вполне материальное, ощутительное.

Ничего подобного в воздействии Церкви нет. Церковь действует кротостью, словом, убеждением, призывом. Но никакого насилия не употребляет и его отвергает. А, во-вторых, то, что проповедует Церковь, имеет вечное значение. Потому даже если сегодня хоть одна душа во время службы обратилась к Богу — это уже непреходяще. Это уже не мода. Это перерождение, это движение вперед.
Я скажу больше того: каждый человек, который входит в храм Божий с чистым сердцем, выйдет из него немножко лучше, чем он вошел, добрее, светлее душой. Это положительное воздействие и Слова Божия, и молитвы, и таинств Церкви — все непреходяще, все фундаментально, все не подлежит действию времени.

 

Сегодня в Череповце совпали храмовый праздник и Ваш прощальный визит. Это совпадение?

В какой-то мере да. Я объезжал перед завершением моего дела здесь епархию. Я выбрал прежде всего Великий Устюг на крайнем востоке, был незадолго до этого в Кадникове, посетил Устюжну, где я трудился священником. И вот на возвратном пути я в Череповце. Все эти пункты почти вытянуты с востока на запад по одной широте.

Но я очень рад, что сегодня я здесь, что завершаю свой архипастырский труд в Череповце, что сегодня я молился с вами. С большой теплотой отношусь я к череповчанам. Счастья вам.

Интервью взял Юрий Сторожев.

Газета «Красный Север», май 1993 г.

 

7 мая 2012 г. в помещении Лютеранской церкви свв. Петра и Павла прошел круглый стол, посвященный 100-летию со дня рождения архиепископа Михаила (Мудьюгина),  организаторами которого были Евангелическо-лютеранская церковь Европейской части России и Библейско-богословский институт св. апостола Андрея.

На встрече выступили игумен Иннокентий (Павлов), cвящ. Антоний Борисов, cвящ. Константин Костромин, А. Э. Бодров, А. М. Копировский, Ю. В. Балакшина, П. Г. Чистяков и другие.

 

 

 

[1] Это происходило в 1990-е гг.

 

 

ВверхСчетчики

                Рейтинг@Mail.ru  


Счётчик © 2001 - . «Дорога Вместе»
Web-Master