год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати  

Мир Божий


«Там, где, сливаяся, шумят...»

 

 

 

Панорама Тбилиси. Вид от Метехи

 

 

Ольга Лашкова    Мария Смирнова

В мае этого года прихожане нашего храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине (Москва) совершили паломничество в Грузию. Это была незабываемая поездка! Посещение православной страны для нас всегда большая радость, а в случае Грузии особенно.

При всех трудностях и разногласиях дружба между нашими народами была всегда искренней, и потому так болезненно воспринимается наше разделение. И потому так трогателен, буквально до слез, был прием, который оказывали нам местные жители везде, куда бы мы ни приезжали. «Откуда вы?» — «Из Москвы» — «Как мы вас любим, как мы без вас скучаем!» И бежали срывать для нас розы, недозревшие абрикосы, все, что могли, а могли, к несчастью мало что — бедность серьезно ощущается и в деревнях, и в большинстве городков.

Мы начали наше путешествие с проезда по Тбилиси. Этот необыкновенно живописный город стоит на берегах стремительно несущейся Куры. Левый берег — это более новые районы. А на правом — старый Тбилиси, знаменитый проспект Руставели, мемориальное кладбище на горе Мтацминда с могилами Александра и Нины Грибоедовых и еще много того, что мы знали по рассказам и фильмам. Сегодня в Тбилиси идет активное строительство и реставрация старинных зданий.

Тбилиси. Анчисхати

Анчисхатская икона

Спасителя

Тбилиси.

Вид на Мтацминду

В Тбилиси мы побывали в храме Рождества Пресвятой Богородицы Анчисхати (VI в.), где хранилась Анчисхатская икона Спасителя. Затем мы посетили Метехский храм во имя Пресвятой Богородицы (XII в.), в котором молилась царица Тамара и в котором похоронена первая грузинская мученица царица Шушаник (V в.). Так же мы побывали в Сиони — так был назван в честь Сионской горы главный храм Тбилиси, освященный во имя Успения Пресвятой Богородицы. До строительства собора Святой Троицы — Цминда Самеба (2004 г.) здесь находилась кафедра грузинских патриархов-католикосов. Главная святыня собора — крест св. Нины просветительницы Грузии, сплетенный из виноградной лозы, перетянутой волосами святой Нины.

Ныне главный кафедральный собор Грузинской Православной Церкви — Цминда Самеба, собор Святой Троицы в Тбилиси, он построен по образцу древних грузинских храмов. Высота верхнего храма составляет 105,5 метров. Здесь проводит службы патриарх-католикос всея Грузии Илия II, который широко известен не только своей религиозной, но и общественной деятельностью. В период его патриаршества произошло масштабное возрождение православия в Грузии: основана Тбилисская духовная академия-семинария, возрождена Гелатская духовная академия, издана Библия на современном грузинском языке. Количество епархий в Грузии увеличилось с 15 до 33, число монастырей выросло до 53, состоялась канонизация новых святых. По воскресеньям патриарх приглашает в храм и благословляет старинные семейные кланы Грузии. Известно, что он окрестил более 20 000 грузинских детей. Мы присутствовали на воскресном богослужении и были восхищены проникновенным служением патриарха Ильи II и красотой пения соборного хора.

Мцхета. Джвари

Джвари. Интерьер

храма

Также мы побывали в тбилисской церкви Квашвети, или Мама-Давити. Она стоит на месте, где в VI в. стояла келья и молельня Давида Гареджийского — одного из тринадцати сирийских отцов, пришедших в Грузию для распространения христианства. По преданию, женщина, оклеветавшая монаха отца Давида, была наказана: она разродилась камнем, в переводе — ква шва.

В воскресенье мы причащались в церкви Александра Невского, где богослужения проходят на русском языке. Ежедневно после богослужения на территории церкви за счет церковных пожертвований проводятся трапезы для малоимущих.

Мцхета. Вид от Джвари

В один из следующих дней мы посетили колыбель грузинского христианства г. Мцхету. С утра было солнечно и тепло, и мы отправились на знаменитое место слияния Арагвы и Куры. Бурная, кофейного цвета Кура нам очень полюбилась за эти дни, поистине она стала связующей нитью нашего путешествия. Недолгий проезд из Тбилиси по автостраде — и вот мы у подножья высокого холма, на вершине которого стоит знаменитый храм, посвященный Кресту Господню, по-грузински Джвари. Этот храм был возведен в VI в. на месте воздвигнутого св. Ниной креста.

Мцхета. Светицховели

Мцхета. Самтавро

Почти шестнадцать столетий назад в Грузию по каменистым горным дорогам пришла юная девушка Нина. Она совершила сюда долгий путь из Иерусалима. Сначала она жила в Урбниси, где имела тесные контакты с тамошними еврейскими общинами. Затем по берегу Куры св. Нина дошла до главного города Мцхета, выполняя духовную миссию — обратить в христианство народ этой страны, который в те времена поклонялся идолам. Ее оружием был крест из виноградной лозы, который она перевила своими волосами, и молитва. Ею двигала любовь ко Христу, она пришла в Грузию и для того, чтобы отыскать Его хитон, который, по преданию, был увезен в эту страну.

Нина поселилась во Мцхете. Вскоре люди узнали о ней, о ее вере. Она рассказывала им о Христе, молилась, исцеляла больных. Вылечила царицу Нану. Как-то во время охоты царя Мириана настигло солнечное затмение. Он помолился своему языческому богу Армази, но тот не помог, затем — персидским богам. Под конец он помолился Богу Нины и обещал принять христианство. Тьма рассеялась, затмение кончилось. После этого Мириан написал письмо о желании принять крещение св. царице Елене и ее сыну св. императору Константину I Великому, после чего тот прислал в Картли еп. Иоанна, свящ. Иакова и диакона. Царь и двор были крещены немного ранее, а затем был крещен народ. И с тех пор Грузия стала христианской страной.

Св. Нина прожила долгую, полную служением Богу и людям жизнь и умерла в монастыре Бодбе, что стоит над Алазанской долиной. В нашей поездке мы убедились, что память о Нине жива и о ней рассказывают так, как будто все это произошло совсем недавно.

Храм Джвари — каменный однокупольный, представляет собой базилику VI в. Его называют жемчужиной грузинской архитектуры, и это действительно так, хотя он суров, аскетичен, хранит следы нелегких веков.

Внутри пространство храма устремлено ввысь, из окон купола струится свет, оттеняя древность стен из крупного камня. Вверх, в купол направлен стоящий посередине огромный крест. Вокруг него возвышение, на котором лежат иконы и кресты различных форм. Сегодня здесь возрождается жизнь.

Мцхета. Светицховели

На паперти шумно — здесь сошлись и общаются паломники из разных стран. Кто-то пошел вниз к источнику св. Нины. Каменистая тропа крута, к тому же трудно подниматься обратно. Однако находится немало желающих совершить этот путь и напиться воды из источника. Именно это место описывает Лермонтов в поэме «Мцыри». Когда-то здесь находился большой монастырь, из которого и бежал в мир юный послушник (груз. мцыри), герой поэмы. Как и поэт, мы были заворожены красотой, величием этого места. Отсюда открывается замечательный вид на окрестности: кругом горы, а внизу в долине, где «сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры», находится Мцхета и прекрасно виден купол храма во имя Двенадцати Апостолов, также называемого Светицховели (Животворящего столпа), кафедрального патриаршего собора Грузинской православной церкви. Собор воздвигнут в XI в. на том месте, где в IV в. по совету св. равноапостольной Нины царем Мирианом была построена первая в Грузии церковь.

Предание гласит, что хитон Иисуса Христа, после распятия Господа оказавшийся в Грузии, был передан христианке Сидонии. Когда он попал к ней, она, взяв его в руки и прижав к груди, внезапно умерла. Так с хитоном Господа на груди ее и похоронили. Ко времени прихода в Грузию св. Нины на могиле св. Сидонии вырос огромный раскидистый кедр. Именно на этом месте царь Мириан начал строительство первого христианского храма в Грузии. Кедр был срублен, из него сделали семь столбов для постройки храма. Шесть столбов были установлены на свои места, а седьмой повис в воздухе и не сдвигался от человеческих усилий. Только по молитве св. Нины он сдвинулся и сам встал на свое место. В дальнейшем из этого столба стало источаться миро, которым многие люди были исцелены. Именно поэтому он стал называться Животворящим столпом (по груз. Светицховели), а затем и весь храм получил это название.

Высокое каменное здание, которое мы увидели в центре просторного окруженного высокой каменной стеной двора, по архитектуре представляет собой базилику — со строгими пропорциями и благородными линиями форм, украшенную снаружи искусной резьбой по камню.

Мастер, возводивший храм, оставил вверху на фасаде свой знак: изображение руки с мастерком. Этот привет древнего строителя, его призыв к созиданию приблизили к нам миропонимание христиан прошедших веков.

Мцхета. Светицховели

И внутри храм поражает своей гармонией, красотой убранства. Его пространство разделено на три нефа, из которых средний более высокий. Объем базилики наполнен воздухом и светом, который изливается из купола и щелевидных окон. Здесь можно увидеть замечательные иконы Спаса Нерукотворного, свв. Сидонии, Нины, царствующей четы Мириана и Наны, на стенах частично сохранились древние фрески. Над алтарем царит величественная фигура Иисуса Христа, выполненная во второй половине XIX в. известным иконописцем князем Григорием Гагариным. В каменный пол вмонтированы мраморные плиты над захоронениями царской династии Багратиони, которая правила Грузией в течение многих столетий.

На месте, где глубоко под землей лежит хитон Господень, — устроен высокий каменный шатер, украшенный старинными росписями, горит неугасимая лампада. У южной стены — кувуклия[1], наподобие Иерусалимской, это копия не той, которую сегодня можно видеть в храме Гроба Господня, а более древней.

Архитектура этой базилики, которая вплоть до 1990-х гг. была главным, кафедральным собором Грузии, как мы убедились, типична для древних грузинских храмов. К счастью, многие из них сохранились на этой земле, хотя в советское время использовались не по назначению. Продолговатые трехнефные однокупольные каменные базилики, украшенные резьбой, мы видели во многих местах (например, над Алазанской долиной). Они вновь стали действующими с начала 1990-х гг.

Еще одна важнейшая святыня Мцхеты — монастырь Самтавро — комплекс из Самтавро-Преображенской церкви и женского монастыря св. Нины. Монастырь св. Нины построен в IV в. царем Мирианом на месте «ежевичника», святого места обитания и просветительской деятельности св. Нины. «Ежевичник», многократно вырубаемый варварами, возникающий вновь и вновь, является чудотворным. В храме хранится множество святынь: часть животворящего столпа, чудотворная Иверская икона  Божьей Матери, чудотворная икона св. Нины, могилы святых царей Мириана и Наны, мощи святого Шио (Симеона) Мгвимского (VI в.).

Вардзия

Кроме Тбилиси и Мцхеты мы совершили очень длинное (300 км в один конец) путешествие в знаменитый пещерный город и монастырь Вардзию. Сегодняшние дороги в Грузии — новые автострады, а машин значительно меньше, чем у нас. Вскоре мы оказались среди чудесной природы. Дождливая погода лишь прибавила живописности великолепным видам. Горы, на которых сплошь «ночевали тучки», то приближались, то уходили вдаль, открывая зеленые долины с двухэтажными крестьянскими домиками. Часто дорога шла по берегу Куры, которая энергично, неистово неслась нам  навстречу.

После многочасового проезда по горным дорогам, который, однако, не был утомителен из-за наблюдаемых красот, мы увидели огромный массив горы с многочисленными входами в пещеры. Это и была Вардзия — пещерно-монастырский комплекс (XII–XIII в.в.) на юге Грузии, в Джавахети.

Поднявшись на значительную высоту, мы долго ходили по пещерам, в которых почти тысячелетие назад проживали неведомые нам жители огромного пещерного города. Всего здесь 13 этажей выдолбленных помещений, связанных коридорами. Это были не только жилые кельи, но и храм, дворцы, библиотеки, бани. К ним проложили водопровод. Расцвет города пришелся на царствование царицы Тамары, которая вошла в историю как мудрая, деятельная, просвещенная правительница, заботящаяся о процветании государства и народа. Здесь царица проживала в богато украшенном дворце. Богатство города и привлекло сюда захватчиков, турок и персов, которые в конце концов разрушили его и расхитили все ценное…

Сегодня здесь находится небольшой мужской монастырь, действует пещерный храм Успения Божией Матери. В нем замечательная атмосфера многовековой намоленности, на стенах фрески XIII в., среди которых особое внимание привлекает величественная фигура царицы Тамары (самое древнее ее изображение). Рядом с ней на фреске — ее отец царь Георгий III.

Среди горных вершин гид показал место, где можно увидеть снежную вершину Казбека, если бы нам повезло. Но напрасно мы вглядывались в затуманенный прогал между двух невысоких вершин, Казбек нам так и не показался. Ни в этот день, ни в последующие.

Вообще говоря, снежная вершина Казбека и его свойство закрываться облаками или туманом волновали и наших крупнейших поэтов, которые посещали Грузию. Все это осталось в их стихах. Пушкин мечтал уединиться близ вершины Казбека в келье, Лермонтов рассказал, при каких обстоятельствах Казбек надвинул на главу облачную шапку. Маяковский (уроженец Грузии) грозил Казбеку, что его сроют, если он всегда будет находиться в тумане...

Самое настоящее чудо — древние храмы и монастыри Кахетии: собор XVI в. Ахали Шуамта (Новый Шуамта) и монастырь V–VII вв. Дзвели Шуамта (Старый Шуамта), на стенах которого сохранились надписи на древнем грузинском алфавите «асомтаврули». В нескольких километрах к югу расположен монастырь, основанный в VI в. сирийским священником Зеноном и превращенный в академию Арсеном Икалтоели в XI–XII вв.

Мы познакомились с кафедральным собором Алаверди, построенным на территории монастыря, основанного в первой половине VI в. сирийским священником Иосифом из Алаверди, могила которого находится на территории кафедрального собора.

Некреси

Далее — Некреси. Это одна из древнейших христианских церквей Грузии, уникальная базилика IV в. И конечно, кафедральный собор Ниноцминда (св. Нины), представляющий собой самый ранний архитектурный памятник христианского зодчества. В настоящее время это действующий женский монастырь. Далее мы посетили  действующий женский монастырь Бодбе, построенный в IV–XI вв. Церковь над могилой св. равноапостольной Нины была  построена первым христианским царем Грузии Мирианом. По преданию, на месте, где молилась св. Нина, из земли забил родник, воды которого целебны. На территории монастыря находится купальня, куда мы погружались с большим воодушевлением. Недалеко к юго-востоку находится монастырь Хирса, основанный сирийским священником Стефаном Хирсели в VI в. от Рождества Христова.

Программа у нас была очень насыщенной, мы увидели и еще много других прекрасных древних храмов и монастырей. Подумать только — четвертый век! Но даже не это главное. Благодаря услышанному и увиденному мы осознали, что славная и трагическая история Грузии неотделима от истории христианства в этой стране, где в 319 г. во Мцхете св. Нина начала свою проповедь.

Тбилиси. Цминда-Самеба (Собор св. Троицы)

Тбилиси. Метехи

Так радостно было видеть храмы, в воскресные дни заполненные народом! И хочется надеяться, что вера в нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа приведет к духовному возрождению наших народов — Грузии и России!

В Грузии также живо вспоминают и св. Андрея Первозванного, пришедшего сюда с апостольской проповедью, св. Георгия (здесь ему посвящено 365 храмов, по числу дней в году), царицу Тамару и влюбленного в нее придворного и поэта Шота Руставели, автора замечательной поэмы «Витязь в тигровой шкуре». По этой книге можно получить представление о времени царствования Тамары (1184–1213 гг.) — эпохи, проникнутой рыцарственным духом любви и чести.

Конечно, трудно описать подробно все памятные места, в которых мы побывали, встречи, которые здесь произошли, но вспоминается главное — везде нас принимали с улыбкой, с добрыми словами и пожеланиями.

Фотографии Галины Казанцевой и Андрея Черняка

 

[1] Кувуклия (греч., от ср.-лат. cubuclia — «спальня, опочивальня») — часовня, усыпальница, «храм в храме».

 

ВверхСчетчики

                Рейтинг@Mail.ru  


Счётчик © 2001 - . «Дорога Вместе»
Web-Master