год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати  

Церковный календарь


Во Успении мира не оставила

 

Проповедь на праздник Успения Пресвятой Богородицы.
28 августа 2012 г., храм свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине (Москва)

 

Прот. Александр Борисов

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Есть древнее предание, рассказывающее о том, как за несколько дней перед кончиной земной жизни, Мария, Матерь Господа Иисуса Христа, сподобилась явления архангела Гавриила, который за много лет до этого возвестил ей в день Благовещения о рождении от Нее Сына Божия — долгожданного Мессии. И вот здесь ангел тоже явился к Ней с огромным букетом белых лилий, как бы напоминая о том радостном, прекрасном дне, когда Господь посетил Ее, и Она стала избранницей — началом нашего спасения.

Здесь также архангел как бы поддерживал Ее в вере, в Ее уповании. Вспоминаются слова апостола Павла, когда он, предчувствуя скорый конец своей жизни, скорую казнь от императора, которую тот обрушил на христиан, и прежде всего на апостолов, говорил: «Для меня конец жизни — это встреча с Христом, но, впрочем, здесь я нужнее для вас и не знаю, что избрать» (ср. Флп 1:23–24).

Так и для Божией Матери конец жизни был встречей с Ее возлюбленным Сыном. Мы знаем из Предания и мы видим в нашей иконографии тело Матери Божией, окруженное апостолами, и видим, что Господь держит Ее, как маленькую девочку, как бы символ души Ее, на руках — принимает Ее душу в свои Божественные Сыновние объятия. Вот такое удивительное событие мы с вами сегодня вспоминаем.

И, вспоминая это, мы не можем не обратить внимание на то, какой же была жизнь Девы Марии. Пожалуй, главным качеством Ее была вера — доверие к Богу, и еще одно качество, не очень популярное в наши дни, даже среди христиан: оно называется простым словом «смирение». «Яко призре на смирение рабы твоей» (ср. Лк 1:48), — говорит Она, когда приходит к Елизавете — своей двоюродной сестре, и та Ее прославляет: «Да приидет Матерь Господа моего ко мне» (ср. Лк 1:43).

Мария прославляет Господа за то, что Он призрел на смирение Своей рабы. Она являет образец послушания, следования вере в Бога, не бунта против каких-то трудностей, а принятия от Бога всего — даже того, что обещал Ей архангел Гавриил в Благовещение. Она — Дева; «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» — говорит Она, и верит, что сила Вышнего осенит Ее, и поэтому рождаемое Ею наречется Сыном Божиим (ср. Лк 1:35).

Вот об этом смирении нам и рассказывает Евангелие. Единственное слово, которое в четырех Евангелиях мы слышим от Марии, кроме ответа на приветствие архангела Гавриила в Благовещении и песни прославления Бога при встрече с Елизаветой, — звучит на браке в Кане Галилейской, когда не хватает вина и Мария говорит Иисусу об этом, а потом обращается к слугам: «Что скажет вам, то сделайте» (ср. Ин 2:5). И хотя это относилось к той конкретной ситуации, но мы можем это воспринять и как наказ Марии нам — в каждой ситуации, на каждом шагу нашей жизни. «Что говорит Он вам, то делайте». Что говорит нам Священное Писание, особенно Новый Завет, — Евангелие, Деяния, Послания, — то делайте.

И вот в сегодняшнем чтении Апостола, как бы в продолжение этой темы смирения (а этот отрывок читается всегда на Богородичные праздники), говорится о том, что Господь Иисус, будучи образом Божиим, тем не менее не искал хищением, то есть хитростью, обманом, равенства с Богом. Он Себя умалил, принял образ раба, и за то Бог Его превознес и дал Ему имя, которое выше всякого имени. То есть здесь идет противопоставление Иисуса первому человеку Адаму, который искал равенства с Богом через нарушение заповеди «не вкушай плод познания добра и зла» (ср. Быт 2:17), — то есть через это «познание» искал власти над всем миром. Человеку хочется иметь власть над всем миром, вместо того чтобы  смиренно признать, что власть эта принадлежит не ему, а Богу, и Бог ему дает власть и ставит его над всем миром, но чтобы человек почитал себя все-таки вторым после Бога, понимал, что он всего лишь творение, а не творец. И вот перед нами эти замечательные слова, которые всегда читаются в этот день: «Не искал хитростью быть равным Богу, но себя умалил» (ср. Флп 2:6–7). Первый Адам, который ищет равенства, хочет хитростью, нарушением заповеди возвыситься, — и второй Адам, Который умалил Себя, принял образ раба, и за то Бог Его превознес. Вот такое нам замечательное и очень важное наставление дается, чтобы мы не сетовали на трудные обстоятельства в нашей жизни, чтобы мы не искали славы, не искали почитания, не искали какого-то превозношения над другими, а, напротив, смиренно и с благодарностью принимали то, что нам дает Господь в нашей жизни. Потому что если мы внимательно посмотрим на свою жизнь, то  увидим там много такого, за что мы не благодарим. Ведь, вот, в утренних молитвах: «Благодарю Тебя, что в эту ночь Ты сохранил меня от всякого зла».

Как много сейчас замечательного: открыты храмы, продаются христианские книги, Библия, переводная литература — все, все есть. Впервые за тысячу лет истории мы имеем такое духовное богатство, и, конечно, мы смущаемся, когда происходят какие-то события, как бы нападения на Церковь, когда кресты спиливают и так далее. Но тут нам важно вспомнить слова апостола Павла: «Не мстите за себя, но предоставьте это Богу» (ср. Рим 12:19) и другие слова апостола: «Да никтоже зла за зло кому воздаст» (1 Фес 5:15), — когда мы стремимся ввести в уголовный кодекс какие-то наказания за то или другое. Вводя наказания, мы хотим отплатить злом за зло тем людям, которые делают зло. Но как поступали первые христиане? Они, наоборот, принимали это смиренно и отплачивали добром, и именно этим христианство первые три века побеждало — тем, что оно никогда не проливало чужой крови, а только свою. Давайте помнить о том, что Церковь становится другой, когда она защищается не государством, а защищается нашей верой. Приходят другие люди, и они понимают: Церковь — это место трудное, место, где придется пострадать, придется потерпеть какие-то унижения. И тем не менее, Церковь от этого становится только крепче, чего не скажешь тогда, когда думают: «Ну, вот тут нас защитят, и все будет хорошо, кто придет — мы им покажем», и так далее. И вместо служения примирения начинается «служение» вражды и разделения. Давайте об этом с вами помнить, в этот удивительный день, когда Матерь Божия «во успении мира не оставила», не оставила нас с вами. А наоборот, как и Сына Ее, везде, на любом месте мы можем Ее призывать, мы можем, вспоминая Ее, просить Ее помощи, как дитя просит помощи у матери. И как часто получаем мы такие радостные ответы на наши молитвы! И пусть так продолжается и дальше! Аминь.

 

ВверхСчетчики

                Рейтинг@Mail.ru  


Счётчик © 2001 - . «Дорога Вместе»
Web-Master