год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати  

Лики современной культуры


Негромкое искусство

 

Выставка работ Евгения Тихонова в Христианском культурном центре «Встреча»

 

С 14 декабря по 2012 г. по 8 февраля 2013 г. в Христианском культурном центре «Встреча» проходила выставка работ художника Евгения Тихонова. 14 декабря 2012 г. состоялось открытие выставки, которое было совмещено с творческим вечером Анны Курт. Ее стихи мы так же публикуем в этом выпуске.

 

Творчество Евгения Тихонова поражает какой-то особой интонацией. Это негромкое искусство, не декларирующее какие-то идеи и принципы, даже, кажется, не претендующее на стиль в определенном смысле, но это искусство вдумчивое, ностальгирующее, глубокое, с явным метафизическим ракурсом. Художник смотрит на жизнь не свысока, а как бы склоняясь перед ней, он подмечает мелочи, которые ускользают порой от нашего внимания, но они оказываются очень значимы для человека, особенно в его взаимоотношениях с другими. Это искусство, произрастающее не от ума, а от сердца. Женя пишет людей, которых знает и любит, часто на его полотнах появляются его дочери, жена, друзья. И они очень узнаваемы, причем даже со спины. Вообще художники редко пишут со спины, а вот Женя это делает мастерски, и получается очень выразительно и почти портретно. На одной картине со спины написаны девочка со скрипкой и женщина, идущие рядом, они разговаривают, и они написаны так, что ты как будто слышишь их голоса, становишься невольным свидетелем их разговора.  На другой картине три фигуры стоят перед иконой и зажженной свечой на молитве. И теплый свет свечи не только подчеркивает очень характерные силуэты, которые создают узнаваемый образ, но и тонко передает атмосферу молитвы.

Вообще религиозную тему Евгений Тихонов затрагивает очень осторожно, у него нет прямых религиозных сюжетов, но в некоторых картинах есть намеки (голубь в картине «Школа» создает ассоциации с Благовещением) или создается атмосфера присутствия (картины «Се стою при дверех и толку...», «Подруги»).

«Се стою при дверех и толку...»

Евгений Тихонов — очень тонкий колорист, хотя цветовая гамма его картин, скорее, сдержанная. Но при этом именно через цвет он передает эмоции. Вот дети стоят на сцене, освещенные огнем рампы. И в этом красноватом свете есть нечто трагичное. А вот на картине девочки прыгают через веревочку, опять мы не видим лиц, в центре девочка написана со спины, но ее поза, ее взлетевшая косичка, розовое платье и белый фон создают атмосферу почти щемящего состояния ностальгии по детству, по раю.

Картины Евгения Тихонова могут показаться даже немного старомодными, потому что так сегодня никто не пишет. Современное искусство пользуется другим языком, оно динамично, интерактивно, провокативно, подчас жестоко по отношению к зрителю. Здесь же мы видим очень добрый взгляд на мир и на человека, и художник всегда готов поделиться со зрителем тем, что он любит и знает, о чем размышляет или о чем вспоминает. И это доверие к зрителю возвращается художнику, потому что на выставках его работ очень мало равнодушных, в каждом из нас, смотрящих на картины Жени, что-то внутри обязательно резонирует.

Ирина Языкова

 

Игра в резиночку

Школа

***

Евгений Тихонов — непритязательный, глубокий, стилистически выраженный художник. Дух подлинного христианства без номинальной атрибутики. Подлинность в мироощущении — теплом (цвет), доверчивом, детски-доверчивом, детски-таинственном. Вот две девочки стоят на лестничной площадке. О чем-то шушукаются. У них свои секретики, свои серьезные секреты. И тень от одной на стене предстает подобием крыла за ее спиной. Они так чисты и непосредственны, как могут быть, наверное, только ангелы. О чем мы догадываемся по этому едва намеченному намеку. При обсуждении, впрочем, выяснилось, что художник вовсе и не видел в этой тени ничего, кроме тени... Само, что называется, сказалось.

Безупречный рисунок, особенно заметный в движении. Но это движение я бы назвал статическим, верным закону статической динамики, которого физика не знает. Когда удается остановить мгновение намеком на то, что оно будто остановлено. На самом-то деле его остановить невозможно. Оно длится и на полотне художника. Но, философски осмысленное, присутствует в вечности, где нет движения. Любой простенький сюжет, пережитый художником в этот миг, переносится в вечность потому, что переживание подлинно и значительно.

А вот работа — человек перед дверью. У нее есть название: «Се стою при дверех и толку...». Но и без названия все ясно. Человек обыкновенный — серый пиджак, поношенные брюки. Он виден нам со спины. Ни лица, ни лика, ни, тем более, нимба. Так может стоять любой горожанин перед любой дверью. И в этой обыденности присутствия Кого-то за нашей дверью и есть сокровенный смысл сюжета. Мы Ему еще дверь не открыли. А когда откроем, быть может, и не узнаем Его. Уж слишком прост, слишком обыкновенен.

Тематически выставка объединена семейным кругом. Его модели — его жена, дети. Праздничность — в повседневности. Семья — это и быт, и Бытие. Никакой экзальтации в трепетном родственном чувстве. Все, о чем художник свидетельствует в этом круге, — возвышенно и привлекательно. Все отмечено непритязательной полнотой.

Александр Зорин

 

***

Муза

Рождество

На картинах Евгения Тихонова люди часто изображены со спины. Но, глядя на них, не ощущаешь, что они отвернулись от зрителей. И зрители, и люди на картинах смотрят в одну сторону.

Куда же? Одна из картин — «Рождество» — показывает направление взгляда: коленопреклоненные фигуры женщины и девочек устремлены из полумрака к свету, исходящему от икон. И на других картинах, где нет прямых церковных символов, ненавязчиво присутствует похожий свет — даже там, где поначалу, казалось бы, преобладает полумрак.

На картинах — реалии, окружающие художника в наши дни. Но не они определяют атмосферу изображенного мира. Сквозь знакомые детали повседневности проступает то, что было живо в разные времена. Так, девочки с картин Тихонова узнаваемы, таких мы видим вокруг, но в их облике есть и то, что было свойственно девочкам из христианских семей и свыше ста лет назад, и в сердцевине советского времени, и в нынешние годы. Современность и вневременность в мире Евгения Тихонова нерасторжимы.

Сергей Пестов

 

 

ВверхСчетчики

                Рейтинг@Mail.ru  


Счётчик © 2001 - . «Дорога Вместе»
Web-Master