год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати  

Репортаж


Вызов бедных — это вызов любви

 

II международная конференция «Церковь и бедные. Православные и католики в служении милосердия» открылась 5 декабря в храме Христа Спасителя в Москве.

 

Юлия Зайцева

В форуме, организованном  Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению и Общиной св. Эгидия, при участии Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата, приняли участие иерархи Русской православной и Римско-католической церквей, богословы, ученые, практики социального служения из России и Италии. С докладами, в частности, выступили председатель Папского совета по делам семьи архиепископ Винченцо Палья и председатель ОВЦС, митрополит Волоколамский Иларион. Участником форума стал Апостольский нунций в России архиепископ Иван Юркович.

Открывая конференцию, генеральный секретарь Общины св. Эгидия, профессор Адриано Рокуччи отметил, что нынешняя встреча свидетельствует об углублении сотрудничества православных и католиков в столь важной области, как социальное служение. Как свидетельство «многолетнего доброго соработничества Русской православной церкви и известной своим социальным служением Общины св. Эгидия» расценивает конференцию Патриарх Кирилл. В его приветствии, которое зачитал председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, выражается надежда, что форум будет способствовать «возрастанию активности христиан Востока и Запада в спасительном служении милосердия».

«Опыт Католической церкви (в служении милосердия — ред.) для нас очень важен», — сказал епископ Пантелеимон, открывая первую сессию докладов, которые были посвящены богословскому осмыслению разных аспектов социального служения в истории и современности. Глава Синодального отдела представил свои размышления о том, кто является «ближним», как понимать бедность и какие страсти современного человека делают его похожим на «трамвай, который двигается по рельсам» индивидуализма. Необходимо «учиться любви», и «Христос помогает нам переходить в школе любви из класса в класс через таинства Церкви», отметил епископ, подчеркнув, что у РПЦ и Общины св. Эгидия — «одно видение» этого «обучения», которое основано на стремлении «соединиться с Богом». «Вызов бедных — это вызов любви», — согласился с ним А. Рокуччи.

Монсеньор Марко Ньяви, духовник Общины св. Эгидия, назвал свое выступление «Молитва бедного».

Преподаватель ПСТГУ, диакон Олег Вышинский в докладе «Богословские основы социального служения: христологический и аксиологический аспекты» продемонстрировал, каким образом чудеса Христа (например, насыщение тысяч голодных) можно воспринимать как «руководство к действию», как непосредственный ориентир в служении ближним. Евангельскую экзегезу продолжил библеист из Барселоны  Арманд Пуиг и Таррек, который показал, что Христос предлагает не «отвлеченную филантропию», но «ставит бедных в центр христианской жизни» и призывает к конкретным действиям.

Евангельские чудеса исцеления рассмотрел также епископ Феодосий, викарий Киевской митрополии[1]. Он также подробно рассказал о служении милосердия в Украинской православной церкви Московского Патриархата. Первую часть конференции завершил патролог, профессор о. Инноченцо Гаргано с докладом «Теория и практика милостыни в Священном Писании и творениях Отцов Церкви».

Служение милосердия и проблемы современности — этой теме было посвящено второе заседание. Председатель Папского совета по делам семьи, архиепископ Винченцо Палья говорил о закономерном крахе «великого проекта» ХХ в. — «сотворить гуманизм без Бога», который привел к «диктатуре науки», игнорирующей этику, и главное — к безысходному одиночеству человека-индивидуалиста. Спасти этого «сироту, лишенного идеалов», может только евангельская любовь — агапе. Архиепископ особо остановился на «радикальности христианской любви, которая исходит от Бога, но полна человечности». Только такая любовь может «объединить человечество в единую семью», заключил  председатель Папского совета.

В центре доклада митр. Волоколамского Илариона был вопрос о христианских ценностях в современном мире. По его словам, для европейского  общества единственная возможность выбраться из кризиса заключается в восстановлении «подлинной иерархии ценностей», где приоритет — за  нравственными и религиозными ценностями. Докладчик привел пример принципиального различия христианского и светского ценностных подходов. Так, в светской благотворительности четко разделяются благодетель и благодетельствуемый, «служение начинает приравниваться к секулярной социальной услуге, что вытесняет самую его суть — нести любовь и сострадание». С точки зрения христианского милосердия, «не только нуждающийся получает вспомоществование, но и сам благотворитель, помогая ближнему своему, духовно обогащается»; отношения между ними являются, прежде всего, взаимным служением «нищих духом». Христианская аксиология может быть внятной для общества лишь через «деятельное свидетельство» самих христиан. Один из актуальных примеров такого свидетельства — борьба с распространением эпидемии ВИЧ/СПИДа. Митр. Иларион подробно рассказал о том, как организована эта работа в Русской православной церкви, и подчеркнул, что профилактика ВИЧ/СПИДа и помощь страдающим этим недугом — это «поле совместной деятельности разных христианских конфессий».

Убедительным свидетельством о христианских ценностях в современном мире может быть такая простая вещь, как бескорыстие. «Культуре бескорыстия» посвятил свое выступление президент Общины св. Эгидия, профессор Марко Импальяццо. По его словам, бескорыстие выглядит «старомодно» в рыночном контексте глобального мира, однако именно бескорыстие можно дальновидно назвать «инвестицией в сегодняшний мир». «Даром получили, даром давайте» (Мф 10:8) — следуя этому евангельскому напутствию, христиане могут стать «новой закваской солидарности» в мире, раздробленном индивидуализмом, отметил докладчик. И «учителями бескорыстия» являются бедные, ведь они ничего не могут дать в ответ на проявление милосердия. Утверждения М. Импальяццо отнюдь не теоретические: он рассказал об опыте Общины св. Эгидия, работа которой в разных странах основана на бескорыстии, будь то лечение от ВИЧ/СПИДа в африканских странах, устройство Дома для пожилых людей или Рождественский обед для бедных. «Счастья без щедрости не бывает, бескорыстие делает мир человечным», — у современников есть шанс прислушаться к этим выводам Общины св. Эгидия и ее президента.

Не теория, но практика милосердия — этим принципом руководствуются и в Санкт-Петербургских духовных школах при подготовке будущих пастырей. Ректор этих школ, епископ Гатчинский Амвросий рассказал о том, как студенты сами выбирают область социального служения; они могут потрудиться в больницах, в центрах реабилитации, психоневрологическом интернате, помочь инвалидам, бездомным и др. «Главное, чтобы помощь бедным и обездоленным людям была делом исключительно добровольным, оно должно исходить от сердца», — завершил свою фотопрезентацию епископ Амвросий.

Заключительная часть конференции была посвящена практическому опыту заботы о бедных в  Русской православной и Римско-католической церквях. С докладами выступили: председатель Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы свящ. Михаил Потокин, представитель Общины св. Эгидия Даниела Сирони (Пьемонт)[2], завкафедрой социальной работы ПСТГУ Татьяна Зальцман, генеральный секретарь Общины св. Эгидия, профессор Адриано Рокуччи. На конференции последнему от имени Патриарха Кирилла была вручена высокая награда Русской православной церкви — орден преп. Сергия Радонежского.

 

Источник: Агентство религиозной информации «Благовест-инфо»

 

Фотографии Светланы Журавлевой

 


[1] При этом докладчик подчеркнул, что в Евангелии главное — Сам Иисус, а не Его призыв к милосердию. Спаситель задает Своим ученикам вопрос: «За кого почитают Меня?» — вопрос не о Его проповеди, а о Его личности. Хотя христоцентризм исторического христианства, отличающегося от моралистического прочтения Евангелия, не нравится многим современникам. — Прим. ред.

[2] В выступлении Даниэлы Сирони важна была мысль о том, что зачастую бедные — и люди, живущие на улице, и старики в интернатах, — это как бы «люди, которых не существует», потому что никто не называет их по имени. Поэтому в общении с таким человеком важно узнать его имя, тем самым сказав ему: «Ты для меня важен». Тем самым мы освобождаем бедных от их одиночества. — Прим. ред.

 

ВверхСчетчики

                Рейтинг@Mail.ru  


Счётчик © 2001 - . «Дорога Вместе»
Web-Master