год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати  

Христианство сегодня


О совершении невозможного

 

Представитель Ассоциации христиан-рабочих Италии
поделился мыслями о христианском свидетельстве в современном мире

 

Юлия Зайцева

«Святость доступна каждому человеку. Задача верующего — свидетельствовать, что общественная деятельность не противоречит святости повседневной жизни», — таково глубокое убеждение Джованни Бьянки, известного итальянского общественного и политического деятеля, экс-президента Ассоциации христиан трудящихся Италии (АCLI). Его выступление в Культурном центре «Покровские ворота» было приурочено к выходу в свет уникального российско-итальянского издания «Современные пути святости. Наши учителя». В своем докладе «Быть христианином в современном мире» Дж. Бьянки предложил обсудить «рабочую гипотезу» — именно так, потому что для современной святости еще не создано богословской терминологии.

Тема доклада была непосредственно связана с новой книгой, в которой христианское свидетельство явлено через конкретных людей и их дела. Два коллективных соавтора: АCLI и Преображенское содружество малых православных братств создали портреты тех, кого они считают своими учителями. Для итальянцев это два понтифика — Иоанн XXIII и Павел VI, несколько выдающихся священников ХХ в., а также Эдит Штайн и Симона Вейль. Эссе российской половины двуязычной книги посвящены епископу Михаилу (Грибановскому), прот. Сергию Булгакову, Николаю Бердяеву, матери Марии (Скобцовой), Сергею Аверинцеву, архимандриту Тавриону (Батозскому) и другим.

По словам Дж. Бьянки, итальянская сторона выбрала в качестве ориентиров именно этих учителей, видя в их жизни проявление «богословия ответственности», «причем у каждого из них мы наблюдаем тесную связь между словом и жизнью, делом и мистикой», «важное сочетание свидетельства и компетентности». Опыт этих учителей побуждает нынешних христиан искать ответы на сложные вопросы.

«Какова центральная проблема христианина в современном мире?» — приглашает к размышлению докладчик и предлагает варианты: актуальность? идентичность? действенность? успех? милость? преемство? стремление к вечности? Сам он отвечает по-евангельски парадоксально: «Как всегда, это способность к осуществлению того, что невозможно человеку, но возможно Богу. Совершение чего-то негарантированного, соотнесенного с трудностями настоящего и непредсказуемостью будущего. Но с гарантией, что слово евангельское… войдет в совершенно не исправимую без этого ситуацию». При этом призвание христиан не ограничивается индивидуумом: «для верующего существует только такое общество, которое цементируется общиной», обозначает еще один важный тезис Дж. Бьянки.

В поисках ответа на «обжигающий» вопрос о святости повседневной жизни, о совершении «невозможного» он обращается к двум авторитетнейшим богословам ХХ в. — кардиналу Мартини и лютеранскому пастору Бонхефферу. У первого Дж. Бьянки находит напоминание о том, что возможность христианской святости во все времена основана «на интуиции безграничной силы Евангелия». Подход Бонхеффера докладчик считает «совершенно обезоруживающим: Бог пребывает с людьми, и если религия лишится человечности, Бог оставит ее и будет с людьми». Из этого следует, что «жизнь христианина не должна быть ни радикализмом, ни компромиссом»; она должна быть посвящена ответственному деланию. И эти слова вовсе не звучат как лозунг из уст активиста АCLI: эта ассоциация мирян, основанная на Евангелии, уже более 60 лет вносит свой вклад в создание связей внутри итальянского общества, работает в социальной и образовательной сферах, содействует большей включенности, ответственности граждан за происходящее в стране. А сам Дж. Бьянки, завершив свою работу на посту президента национального АCLI с 1987 г. по 1994 г., стал депутатом Парламента Италии.

Критерий «качества христианской жизни», христианского делания в разделенном, конфликтном современном мире — это способность принять другого. «Это не просто диакония, не просто милость, но компас нашего времени», — подчеркнул докладчик. По его словам, такая же открытость, «способность принять чужого» должна быть свойственна христианским общинам.

И далее он обращает внимание на еще один важный и актуальный урок Бонхеффера: «Следование за Христом всегда связано с церковной общиной». Христианская община необходима, она является связующим раствором для распадающегося секуляризованного общества. Но «община без разнообразия быстро превращается в форму фундаментализма», предупреждает гость из Италии. Он подчеркнул, что дискриминация «отличающихся и непохожих», командные методы управления невозможны в общине: «Верующий предпочитает беспорядок Ноева ковчега, который спасает от потопа, симметриям новых Вавилонских башен».

Завершая свой доклад и говоря о присутствии Бога в нашем мире, «даже если мир живет без Него», Дж. Бьянки резюмировал свою «рабочую гипотезу»: «Основное содержание веры — поддерживать реальность перед лицом Божиим. И в этом смысле вера конкретна, и мир для веры становится одновременно необходимостью и даром».

 

Источник: www.blagovest-info

 

ВверхСчетчики

                Рейтинг@Mail.ru  


Счётчик © 2001 - . «Дорога Вместе»
Web-Master