год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати  

Молодежь и вера


Откровение милости и истины

 

Даниил Ляхович

Милость и истина… Какие странные и загадочные понятия, такие знакомые и такие непонятные… Так казалось, когда я только приехал в молодежный христианский лагерь с одноименным названием в поселке Семхоз. Но как все переменилось за эту удивительную неделю жизни вместе — с Богом, с людьми, с самим собой, настоящим, а не фальшивым!

Лагерь стал для меня поистине откровением. Откровением о Боге и о человеке. Дни, прожитые вместе, затрагивали самые глубины существа, вновь и вновь ставили конечные вопросы — очень личные и очень конкретные.

 

Но начинался лагерь не с вопросов, а со знакомства — непринужденного и легкого, каким всегда бывает оно между людьми, открытыми друг другу. Вот мы уютно сидим и размышляем о милости и истине, о том, где они сходятся и возможно ли это. После долгого «мозгового штурма» наконец понимаем, что сходятся, и рисуем крест. Но до Голгофы еще пять дней…

И вот после первого вечера в лагере тебя как будто обуревает ощущение братства, чего-то неизреченно прекрасного и теплого. А дальше — больше: семинары, исторические танцы, молитвенные встречи, поход, праздник и песни у костра. Но обо всем по порядку.

На семинаре «Читаем Льюиса и Робинсона вместе» мы анализировали и обсуждали разные эссе знаменитого английского писателя и мыслителя Клайва Стейплза Льюиса. В центре нашего внимания были гордость, теория эволюции и христианство и многое другое. Особо острую дискуссию вызвала проповедь английского епископа и теолога Джона Робинсона, которая касалась христианского отношения к смерти. Как я могу прожить тот срок, что остался на этой земле? Могу ли я разделить это время с другими людьми, и в какой мере возможно до конца принять реальность предстоящей смерти? Все эти далеко не праздные вопросы каждый участник семинара ставил перед собой лично, делился опытом и слушал откровения других. Чтение известных английских мыслителей-христиан стало для меня интересным опытом размышления на «вечные темы», размышления не умозрительного, а предельно конкретного.

Конечно, в лагере была молитва. Даже не просто была, а сопровождала всех нас на протяжении недельного пути. Это были и песни под гитару, и глубоко личное общение с Богом, и молитва друг за друга, и даже молитва Розария[1]  в походе. Вечерние молитвенные встречи открыли совершенно иной мир — мир общения с Богом, мир Его любви и милости во всей полноте. Очень трогательно было молиться вместе, общиной, перед образом Христа, думать о Нем и прилагать к жизни все то, о чем мы читали в малых группах: о подвиге Моисея, об истории Иосифа, о Кресте, наконец. Каждый день — новая тема, новая история, новая палитра мыслей, слов, чувств. Новое, неожиданное откровение. И возможность ощутить себя не в каменной пыли мегаполиса, а среди братьев и сестер, таких разных и удивительных, иногда непохожих, но единых во Христе и в своей молитве к Нему.

Особенно мне запомнилась молитвенная встреча вечером, после целого дня похода по лесу близ Хотькова и Семхоза, после чтения Розария и посещения места убийства о. Александра Меня. После долгого путешествия мы вернулись в дом, вновь молиться, но делать это иначе: каждый о своих нуждах и о нуждах ближнего. О том, что волнует сердце больше всего — любовь, дружба, отношения с людьми, страсти… И все это — в ореоле горящих свечей, в атмосфере полного доверия и открытости, в готовности принести свои боли и скорби ближнему. И принять ответ от Бога таким, каким он будет. Со всеми неудобствами и кажущимися шероховатостями.

Отдельно скажу о пятом дне лагеря, который был посвящен теме Креста, его роли в нашей жизни, его реальности. Проникновенной оказалась утренняя библейская встреча, где вопрос отношения ко Кресту был поставлен очень актуально и лично. Это позволило избежать каких-либо «теорий» на малых группах. Важны не наши теоретические знания о Распятии Христа как факте истории, но то, как все мы к этому относимся. Реально ли оно для нас? И если да, то в какой мере? Над такими вопросами уже не просто размышляешь, но думаешь, насколько они в конкретный момент твоей жизни значимы. И думаешь не отвлеченно, но молитвенно, стремясь услышать в суете безумных дней голос Бога. Твоего личного Бога, а не абстрактного, витающего в облаках. «Христос посреди нас — и есть, и будет». Эти слова, которыми христиане приветствуют друг друга на литургии и не только, стали своеобразным символом того единения, которое было в лагере. Молитвенная, общинная жизнь текла свободной рекой, без каких-либо указаний «сверху» и команд. Венцом этой части лагеря стал Крестный путь, пройденный вместе со Спасителем в пятницу. Поистине удивительно молиться, читать отрывки о страданиях Господа в вечерней звездной тишине, внимая каждому слову и каждому вздоху.

Были в лагере и творческие мастерские. Одна группа кропотливо делала витраж из стекла на евангельский сюжет по уникальной французской технологии, а другая — разучивала исторические танцы. На субботнем празднике в честь окончания лагеря получилась волшебная творческая гармония между столь разными видами искусства.

Особый смысл пятнице и субботе придал визит о. Иоанна (Гуайты). Его вдумчивая и глубокая беседа о Кресте, смысле человеческих страданий, искуплении перевела общение в новое русло, позволила лично мне по-новому открыть роль страдания в жизни и даже задуматься о каком-то принципиально ином, не враждебном отношении к нему. Но это вовсе не означает, что беседа со священником дает ответы на все вопросы, тем более если это касается причины страданий. Повод задуматься, по-новому прожить вроде бы знакомую ситуацию Распятия — вот ключевое в таком общении, как и во всем лагере, — чуть-чуть встряхнуться, посмотреть на рядом стоящих людей другими глазами, не сочтите за высокопарность — глазами нового Адама. То есть так, как Господь и призвал нас это делать. И здесь открывается еще одна важная тема лагеря — призвание…

Но теперь не об этом. Теперь об итогах. Эти семь дней в Семхозе — совершенно чудесное время! Время молитвы и теплого, дружеского общения. Время творчества и размышления. Время, проведенное не праздно. Наконец, это время подлинной жизни — жизни не в суетном городе, не в бесконечных делах и заботах, большей частью мирских. Здесь, на лоне природы, в общении с Богом (абсолютно неформальном!) открываешь для себя качественно иную реальность — реальность любви, добра, красоты, Милости и Истины!

 

Фотографии Светланы Журавлевой и Алины Чернышевой

 

[1] Розарий (у католиков, лестовка — у православных) — четки, а также круг молитв по четкам, перемежающихся размышлениями над ключевыми евангельскими событиями. — Прим. ред.

 

 

ВверхСчетчики

                Рейтинг@Mail.ru  


Счётчик © 2001 - . «Дорога Вместе»
Web-Master