год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати  

Христианская педагогика


Удивление как основа преподавания

 

Илья Гриц

Автор публикации — профессор, основатель библейского колледжа «Наследие», размышляет о том, чем должен обладать преподаватель, чтобы иметь право говорить с детьми о Библии.

 

Разумеется, педагог должен быть верующим, иметь любовь к Богу и детям. Не быть занудой — а то можно рассказать детям Библию так, что они уже никогда не захотят ее читать. Надо быть смиренным перед самим Писанием, ибо оно настолько больше каждого из нас, что перед ним мы все — малые дети, по крайней мере, должны быть ими, поскольку именно к этому нас призывает Сам Господь. С этим же связана и открытость, в первую очередь — открытость Духу Святому, и готовность услышать Его через детей, т. е. способность учиться у них. Честность — также очень важное условие. Я имею в виду внутреннюю честность, когда не стыдно признаться, что чего-то в Писании ты сам пока не понимаешь или понимаешь очень мало. Любовь к Писанию — еще одно необходимое предваряющее условие. Она проявляется не только на словах, но иногда в очень конкретных вещах. Если текст Библии, например, грязный или залит чаем, то это уже о многом говорит. Такого человека я бы не подпустил нести детям Библию. Другой признак, уже внутренний: очень важно, молится ли человек, прежде чем открыть Библию, начать читать Писание. Любовь к Писанию, если она есть, всегда видна.

Самое главное — это понимание цели: для чего мы начинаем говорить детям о Писании? Чтобы передать детям сумму знаний? Чтобы они знали наизусть имена всех патриархов или двенадцати апостолов, события священной истории в хронологическом порядке? Это очень соблазнительно, т. к. легко проверяется: выучил — не выучил. Тогда можно оценивать их усилия, например — по привычной пятибалльной шкале, и не идти дальше этого...

Все упомянутые качества необходимы, но совершенно не достаточны. Сейчас же речь пойдет об очень важной и редко называемой вещи — об УДИВЛЕНИИ, без которого невозможно никому ничего преподавать. Любить можно только то, что хотя бы немного известно. Удивление — это начало любви и необходимейшее условие для начала передачи знаний.

Начнем с очень простых вещей. Для верующего человека естественно признать: Писание — это то, что неизмеримо больше меня. Самое страшное для преподавателя — привычка. Если кто-то думает, что он уже знает все Писание, — это верный признак духовного омертвения. Такой человек заниматься преподаванием не должен.

Писание — это Слово Божие, которым Господь нам говорит каждый день. И если мы будем читать один и тот же стих, каждый день он будет для нас новым. Когда происходит встреча нашего сердца со Словом Божиим, это всегда обновление нашего сердца, нашей жизни. Но мы должны хотеть этого обновления, поэтому надо открыть свое сердце Слову, удивиться ему.

Иногда встречаешь людей, которым еще совсем мало лет, но они уже ничему не удивляются. Есть такие и в церкви. За границей их обычно называют "Russian babushka". Это не половой, не возрастной и не национальный признак, но тип человека. Такой «бабушкой» может быть и молодой мужчина, и юноша, если он уже все видел, все слышал, все знает, у него есть ответы на все вопросы, и удивить его невозможно. Таких людей можно встретить в любой стране, в любом народе. И среди детей — тоже.

Мы должны просить в молитвах о даре удивления, о способности удивиться слову Писания, которое, возможно, уже много лет знаем наизусть. Если Господь откроет сердце, и эту строчку я прочту как в первый раз, если удивлюсь ей («она необычна, я ее не понимаю, не вмещаю»), то в таком состоянии можно идти к детям или взрослым. Перефразируя известные слова С. Я. Маршака, можно сказать, что Библию детям надо преподавать так же, как взрослым, только лучше. А главное — еще честнее. Взрослым-то можно немного приукрасить; детям — нельзя. Детям врать никогда нельзя.

Удивление — это возможность поделиться с детьми тем, что только что пережил сам: «Вы только посмотрите, здесь написано вот это! Оказывается, вот почему этот герой сказал такие слова (или сделал то-то)!» Знание рождается из удивления. Скажу больше: из удивления может родиться благодарение.

Мы хотим научить детей видеть то, чего они не видят, и благодарить за все. И хотим, чтобы благодарение шло не от ума. Ведь выучить формулы благодарности не составляет труда. Дети — народ очень умный, хитрый, нередко — умнее нас: они произносят эти формулы с легкостью. Но если мы хотим, чтобы благодарение шло у них (и у нас!) из сердца, ему должно предшествовать удивление. «Подумать только! Оказывается, Иисус сказал вот так!» Или: «Как удивительно поступили три отрока в книге Даниила!» Если дети удивятся, они смогут поблагодарить — и так, что у взрослых потекут слезы. Благодарение, истекающее из чистого сердца, искренне и честно.

Посмотрим на маленьких детей: чему они удивляются? Всему! Потому что все для них новое. Призыв Иисуса «будьте как дети» не означает, что нам не надо ничего знать (ведь дети мало что знают), что надо перестать различать добро и зло. Это значит, что надо посмотреть на мир как в первый раз, т. е. удивиться.

Как же нам самим удивиться, но только не изображая удивление, а честно? Есть мнение, что удивление совершенно не зависит от наших усилий и равнозначно чуду. Это правда: удивление есть дар! Его надо просить, как просят любви или радости, не зная, как это приходит.

Дар удивления дается Господом, но этот дар — «встречный»: это Его ответ на наши внутренние усилия, которые не остались бесплодными. Смысл же их — в том, чтобы перестать все оценивать, в том числе и самого себя. По-видимому, для нас это труднее всего. Ведь каждый знает, кто он есть на самом деле, знает «цену себе». И уйти от этого, как иногда кажется, просто невозможно.

Требуются честность и мужество, чтобы признать: пока мы не перестанем смотреть на все вокруг через себя, «любимых» или «ненавистных», мы будем видеть всегда и везде только самих себя. На языке Писания такая оценка называется словом «суд». Судить мир — значит оценивать его. Судящий человек бесконечно далек от удивления.

 

Тайну этой неутомимости  хорошо знал и св. апостол Павел, который писал: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе» (1 Кор 4:3). В иных устах такие слова могут прозвучать как дерзость, но здесь сокрыта тайна умаления.

С удивившегося человека легко спадают привычные маски: он о них забывает в самом акте удивления. А если не забывает — значит, не было настоящего, глубокого удивления. Когда в цирке зрители удивляются представлению, мастерству артистов, они ведут себя как дети — смеются, плачут, машут руками... Удивленный человек — всегда красивый человек.

Но вернемся к детям. Маленькие дети себя не оценивают. Не в этом ли тайна их постоянного удивления? Они воспринимают весь этот мир, включая сказки, стихи и прочее, не через себя. Они могут увидеть, например, самый обычный (с нашей точки зрения) воздушный шар и удивиться ему так, что прервется дыхание. Как маленький ребенок принимает этот воздушный шар, так надо и нам научиться принимать Слово Божие.

Почему же мы столь редко воспринимаем мир, людей, Писание именно так? Причина или одна из причин этого — страх. Страшно посмотреть на мир без шор, без привычных оценочных фильтров. Для многих снять все это с себя — все равно что обнажиться, остаться без кожи, а это страшно. Стоит ли говорить, что это не страх Божий, но страх ложный?

У замечательного поэта Наума Коржавина есть поразительные строки:

 

Счастлив, кто падает  вниз головой,

Мир для него хоть на миг, но иной!

 

Иной — потому что непривычный. Сорвались привычные оценочные фильтры восприятия этого мира — возникло удивление! Коржавин пишет об этом как о счастье, и он совершенно прав. Получить дар удивления — это настоящее счастье.

В человеке удивившемся может произрасти плод: может родиться желание поделиться этим удивлением. Оно совершенно естественное, столь же понятное, как и желание поделиться с другими, близкими тебе людьми красотой природы или стихотворения и любой другой красотой, которая удивила нас. Лишь в таком состоянии можно идти к детям или взрослым и преподавать не только Библию, но географию, математику, историю, музыку и вообще все на свете.

Что же еще может родиться из удивления? Видение и ощущение красоты. Это то, что мы хотели бы передать детям: видеть красоту вокруг себя. В том числе красоту Слова, Писания.

Надо передать желание сделать что-то, сдвинуть с места. Сейчас все больше и больше появляется людей, которые готовы рассуждать о чем-либо, возмущаться или радоваться чему-то, но не имеют никакого желания что-то сделать. Еще один плод удивления — возможность поступка. Удивление как побуждение к поступку очень эффективно, хотя гарантий, что он обязательно последует, разумеется, нет.

Из удивления как сопереживания может родиться понимание другого, ощущение близкой, братской связи с другим человеком — родства душ. Если это дерево, этот цветок, этот стих Писания удивили меня и еще кого-то, мы становимся друг другу гораздо ближе. Нас удивляют одинаковые вещи: картины, поступки, стихи... Если мы не удивимся другому человеку, нам будет трудно увидеть в нем личность. Чужой, еще недавно совсем незнакомый человек становится мне ближе и роднее, особенно если мы вместе удивились словам Библии. В конце концов, все мы, как когда-то апостолы, были, каждый в свое время, удивлены Человеком Иисусом и увидели в Нем Сына Божия. И это стало основой для такого нашего родства, которое принято называть Церковью.

Итак, может возникнуть целая философия удивления. Удивление как основа познания, например. Все великие открытия начинались с удивления. Кто-то один вдруг удивляется привычному, обыденному, видит его как в первый раз, как в первый день творения.

Теряя дар удивления, мы, как это ни страшно сказать, расчеловечиваемся. Самые страшные люди — те, которые ничему не удивляются. С ними невозможно ни разговаривать, ни молиться вместе, ни читать Писание. Это самые трудные для общения люди.

Когда с этим удивлением мы придем к детям, то окажется, что его одного мало. Нужны еще и знания. Но приобретаются они легче, чем удивление. Удивление — это качество духовное, над ним надо непрерывно трудиться, причем самим, а это совсем не просто. Получить знания можно из книг, из справочников, от опытных учителей, т. к. кто-то потрудился уже до нас и за нас. Над знанием надо систематически и постоянно работать, лучше в школах, и предела здесь, конечно, быть не может. Это общие требования, относящиеся ко всем предметам. Особенность же Писания состоит в том, что изучать его надо каждый день, ибо, если оставляешь его, знание тут же уходит.

Итак, мы хотим не передать ребенку сумму знаний о Библии, а научить его путешествовать по Писанию, чтобы потом он сам мог путешествовать по жизни с Писанием. Это и называется исследованием, изучением. На каком уровне путешествовать: между двумя словами, между двумя стихами, между двумя книгами, наконец, между двумя Заветами — это уже вопрос возраста, интереса и знаний. Как научить детей путешествовать (рассказом, игрой, сказкой) — отдельный вопрос, выходящий за рамки этих размышлений.

Тема удивления по отношению к Библии бесконечна. Надо удивиться самим и потом помочь удивиться другим невероятной близости евангельского мира и одновременно — столь же невероятной отдаленности. Надо удивиться нашей неспособности бегать по всем соседям в подъезде и радовать их тем, что мы нашли потерянную в прошлом году пятисотрублевую купюру[1]. И можно удивиться тому, как понятен нам и близок поступок солидного человека Закхея, который удивился Иисусу так, что забыл о своей важности и значительности и полез на дерево.

И кто знает, может быть, Господь и выбрал среди множества людей Себе в ученики тех, кто был способен более других удивиться Ему Самому. Не потому ли эти Двенадцать услышали Его так, что оказались в состоянии удивиться и передать это свое удивление всему остальному миру?

Источник: http://nasledie-college.ru/udivlenie-kak-osnova-prepodavaniya#sthash.0441vUsx.dpuf

 

Фото Ирины Спокойной

 

[1] См. Лк 15:8–9.

 

 

ВверхСчетчики

                Рейтинг@Mail.ru  


Счётчик © 2001 - . «Дорога Вместе»
Web-Master