год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати  

Христианская педагогика


Знать истоки своей веры и жить по Слову

 

О Колледже библейских основ подготовки к церковным служениям «Наследие» рассказывает его ректор, преподаватель библеистики, в прошлом — сотрудник Синодального отдела по делам молодежи, главный редактор портала «Предание» Владимир Сергеевич Стрелов.

 

— Почему у вашего колледжа такое название?

— Служить друг другу — это призвание каждого христианина. В Евангелии мы видим, как Сам Господь говорит о Себе как о служащем (Лк 22:27), и все первые христиане жили Его примером. Где и как я призван и могу служить — вот вопрос, который ставит перед нами Евангелие. И оно же помогает видеть путь, дает надежду и укрепляет, чтобы стоять в избранном пути.

Обучающиеся у нас студенты не просто приходят и слушают лекции по Священному Писанию, многие из них полученные знания используют на практике: как основу в деле миссии и катехизации, в преподавании общегуманитарных дисциплин, в священническом служении (у нас в онлайн-режиме учатся три священника). Однако мы не «заточены» на какую-то определенную специализацию. По слову апостола, «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим 3:16–17). Если наш студент просто живет так, что через него становится видно, что христиане — люди иные, он уже выполняет служение свидетельства. Ну а про слово «Наследие» я не буду пояснять, кому интересно, сами найдут, что оно означает, как раз будет опыт изучения Священного Писания.

Илья Яковлевич Гриц, основатель нашего колледжа, как-то на вопрос, кого готовит колледж, ответил: квалифицированных читателей Библии. Я думаю, что это очень точное определение. Студенты нашего колледжа вместо привычного поверхностного чтения Библии открывают для себя Ветхий и Новый Завет, и Библия становится для них целостной книгой.

 

— А что дает такое погружение в Священное Писание, особенно в Ветхий Завет, для духовной жизни?

— Сегодня среди православных христиан нередко виден  разрыв между богословием и жизнью.  Например, сейчас нередко  говорится о важности покаяния, в том числе и по поводу прошлого. Но вряд ли это означает, что мне нужно каяться в убийстве царской семьи или сталинских репрессиях — нас тогда на свете не было. Менять отношение к прошлому нужно, поняв, что некоторые формы мышления советского времени и поведения проникли и в нашу жизнь. И вот когда человек начинает читать сам Священное Писание и разбираться, он вдруг видит, что базового уровня у него нет. И каяться нужно в том, что моя жизнь по очень простым вещам не соответствует ни Евангелию, ни даже нормам Ветхого Завета.

Но Библия — это не только сборник норм поведения. Это, если можно так выразиться, послание Божие Своему народу. В нем можно найти и ободрение, и надежду, и радость. В колледже мы вместе учимся это видеть, но объяснить это непросто — это нужно пережить опытно.

 

— Каковы особенности учебного процесса в колледже?

— Для нас важно, чтобы студенты не просто получали знания, но чтобы колледж давал и некий образ взаимоотношений, которые могут быть в Церкви. Знаете, есть учебные заведения, нацеленные на усвоение знаний, а есть, как выражаются педагоги, «атмосферные», где учит сама обстановка, отношения. Мы хотим принадлежать к школе второго типа.

В чем это выражается? В частности, у нас проводятся выездные семинары:  летом и зимой мы на несколько дней выезжаем со студентами для того, чтобы вместе читать книги Священного Писания, молиться. И преподаватели, и студенты общаются между собой. Занятия становятся не просто чтением, но проблемным изучением, когда можно ставить вопросы о том, как читаемое относится к нашей современной жизни.

Недавно мы выезжали в храм Тихвинской иконы Божией Матери в г. Троицке к о. Антонию Лакиреву, преподавателю курса по Новому Завету, чтобы вместе участвовать в литургии и говорить о молитве, — мы стараемся несколько раз в год проводить такие пастырские встречи. Так вот, первые пятнадцать минут о. Антоний ничего не говорил, а все участники беседы формулировали вопросы и думали над ними. Это размышление углубило потом уровень разговора. Людям, воспитанным в постсоветском пространстве, хочется готовых ответов, рекомендаций, тогда как очень важен сам процесс размышления, личностного поиска, возможность шире взглянуть на проблему.

Еще одна наша особенность заключается в том, что у нас не ставятся оценки. Как можно оценить знание Писания? Это жизнь показывает, усвоил человек изложенное там или нет. Если он выучил все, что было ему предложено, но при этом его жизнь  не соответствует заповедям, отличная оценка будет только вводить его в заблуждение. Да и оценка часто ведет к тому, что один, оценивающий, становится как бы выше другого. Я думаю, авторитет учителя не в этом должен проявляться.

А как влияют оценки на саму жизнь? Мы привыкли со школы, что нас постоянно оценивают. Хотелось бы, чтобы, когда люди приступают к изучению Слова Божия, у них не было страха, что они могут не дотянуть до какой-то планки. Здесь каждый может в ту меру, которую Господь ему дает, прочесть  текст. 

 

— Сейчас ведутся споры между сторонниками буквального прочтения библейского текста или исключительно по толкованиям Святых Отцов и теми, кто предполагает, что Писание нужно читать с использованием всей современной научной методологии. Какой позиции в этом придерживаетесь вы?

— Только что прошла общецерковная конференция «Современная библеистика и Предание Церкви», и мне запомнился образ, который дал зав. кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры М. Г. Селезнев. Он уподобил традицию понимания Священного Писания живому древу, и тогда разные подходы к толкованию будут подобны срезам в разных местах, но по сути все растет от одних корней и питается одними соками.

Когда мы проводим вступительное собеседование, мы предупреждаем студентов, что им придется непросто: в колледже мы стараемся одновременно совместить различные подходы, и порой у студентов голова идет кругом, какой же подход выбрать. А уже к концу первого курса становится понятно, что не нужно выбирать что-то одно, такая полифония интерпретаций как раз помогает более полно увидеть текст, он представляется уже не плоским, а объемным.

Каждый преподаватель в колледже подходит к преподаванию Священного Писания по-своему.

 

— Есть ли какой-то отбор при поступлении? Могут ли у вас учиться люди из других городов?

— Мы принимаем студентов по итогам собеседования, которое включает в себя заполнение большой анкеты, из которой можно понять, насколько человек знаком с текстом Священного Писания. Скажем, прочел ли он весь Новый Завет и Пятикнижие, есть ли у него любимый псалом, что он помнит из жизни определенных персонажей Библии. Для  нас также важно, чтобы человек имел уже определенный опыт жизни в Церкви, не был неофитом. Если же он совсем недавно в Церкви, мы предлагаем ему  прослушать занятия на подготовительном отделении, своего рода катехизацию. У нас совместная катехизаторская программа с храмом свв. Космы и Дамиана на Маросейке, да и в помещении нашего колледжа, который сейчас располагается на Павелецкой, в Христианском культурном центре «Встреча», можно пройти такой курс в течение года. На подготовительное отделение может поступить любой человек, с любым уровнем знания Библии или совсем без этого знания.

В колледже есть возможность и онлайн-обучения, мы считаем это очень важным направлением развития колледжа. Больше половины тех, кто сейчас учится на первом и втором курсе, — это люди из разных регионов России, некоторые наши учащиеся — из стран СНГ, Балтии, Западной Европы, в основном это эмигранты. Таким образом, мы можем включить в обучение как людей, у которых в своем регионе просто нет возможности получать богословское образование, так и тех, кто имеет физические ограничения. И зачастую оказывается, что это не мы учим их, а они могут многому нас научить. Те люди, которые мужественно преодолевают свою болезнь, при этом еще могут заниматься миссионерской деятельностью, преподавать, организовывать сообщества для людей, которые также имеют ограничения, и помогать им встроиться в обычную жизнь. Мне кажется, что это важно, и колледж здесь, хочется надеяться, вносит свою лепту в то, чтобы в таких людях поддерживалась надежда.

 

— Вы говорите об онлайн-обучении, это требует определенных затрат. За счет чего живет колледж?

— С самого начала мы приняли, что колледж живет на пожертвования. Мы здесь руководствуемся двумя принципами, которые оставлены нам первенствующей Церковью: с одной стороны, что «трудящийся достоин пропитания» (1 Тим 5:18), с другой стороны, «если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность» (2 Кор 8:12–13). У нас может учиться и студент, который ничего не зарабатывает, и бизнесмен, который добровольной жертвой это покрывает. Впрочем, сейчас для развития колледжа на портале «Предание» открыт сбор пожертвований, и мы благодарны всем, кто нас поддерживает — как молитвой, так и материально. 

 

Видите ли вы изменения в отношении к Священному Писанию в нашей Церкви?

— Когда в 2003 г. совместные чтения Священного Писания были предложены на лагере-форуме «Федоровский  городок», для многих людей, несмотря на то, что там присутствовали священники, такие чтения все равно казались каким-то новаторством. Но сегодня кружки по изучению Священного Писания распространены по всей  России, и на портале «Предание» можно найти группу в своем регионе. На конференции, о которой я упоминал, звучали доклады, посвященные современной интерпретации Священного Писания в Церкви, был поставлен ряд вопросов, в т. ч. о новом переводе Священного Писания. Такой интерес свидетельствует о том, что отношение к Священному Писанию в Церкви в целом становится качественно иным.

Библейские кружки, новые переводы, научные конференции по Священному Писанию… На мой взгляд, следующий шаг для Церкви — чтобы Священное Писание вошло в жизнь не только ученых и активных взрослых прихожан, но и в жизнь детей, подростков, чтобы Библия с ранних лет сопутствовала человеку. Порой сталкиваешься с тем, что некоторые родители боятся с детьми читать Священное Писание, а  вот Библию, изложенную для детей, — нет, хотя вернее было бы наоборот. Детская Библия зачастую дает очень однозначное и далеко не полное прочтение того или иного эпизода. У ребенка может сложиться впечатление: ну вот, я все понял, книга прочитана, основные события я знаю. И когда он вырастет, не будет знать, что у этого текста может быть несколько уровней прочтения.

Мне кажется очень важным, чтобы настоящее знакомство со Священным Писанием не откладывалось до взрослого возраста, не рассматривалось как нечто дополнительное в духовной жизни. Важно с самого начала знать: есть текст, к которому я могу обратиться со своими вопросами, и ответы будут совсем не банальными.

Илья Яковлевич Гриц в свое время сказал такую вещь, может быть, несколько провокационную. В XX в. о. Георгий Флоровский провозгласил лозунг: «Назад, к Отцам». И вот это обращение к Отцам действительно в нашей Церкви в каком-то смысле произошло — выходят новые переводы, появляются качественные патрологические исследования. Но XXI век, с точки зрения Ильи Яковлевича, должен добавить к этому: «Назад, к Писанию!» Отцы — они не сами по себе богословствовали, а на основании Священного Писания. Если мы посмотрим на свт. Иоанна Златоуста, то он весь Новый Завет знал наизусть и Ветхий Завет очень активно использовал. Меня подчас поражает, как Святые Отцы, не имея ни симфоний, ни современных компьютерных справочников, могли привести нужный пример из Писания. Конечно, они не просто зубрили Писание; они им жили — и это завещали и нам.

 

Беседовала Оксана Головко

 

Фотографии Виталия Рагулина и Ирины Спокойной

 

ВверхСчетчики

                Рейтинг@Mail.ru  


Счётчик © 2001 - . «Дорога Вместе»
Web-Master