год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати  

Репортаж


«Да будем миротворцы…»

 

Выступает Энцо Бьянки, приор монастыря
Бозе

C 3 по 6 сентября 2014 г. в монастыре Бозе (Италия) прошла XXII международная конференция по православной духовности, посвященная особенно актуальной в этом году для современного общества теме мира — «Блаженны миротворцы»

Традиционно братьям и сестрам монастыря Бозе удается собирать на своих конференции епископов, священнослужителей, монахов и мирян разных конфессий со всего мира. В этом году число участников превысило 200 человек.

 

Конференция с такой насущнейшей именно сегодня темой «Блаженны миротворцы...» начинается вступительным словом приора монастыря Энцо Бьянки: «Церковь должна быть школой мира для всех. ... Дуют бурные ветры, но мы не должны быть маловерами. Так было во времена Христа. Он — наша сила и наш мир. Он разрушил преграды между Израилем и всем остальным миром. Он разрушит преграды между Церквами и народами. Будем слушать друг друга, будем упражняться в любви друг к другу. Будем и сами миротворцами, "ибо они будут наречены сынами Божьими"». После зачитанных посланий патриарха Варфоломея и патриарха Кирилла начинаются выступления докладчиков.

Первым представляет доклад Аристотель Папаниколау из Нью-Йорка. Говорит о том, что обóжение — это способность любить Бога и ближнего. Однако есть то, что препятствует любви, прежде всего, это клевета и насилие, при этом неважно, происходит это с вами или вашими ближними. Приводит пример ветеранов вьетнамской войны: они подвержены страхам, недоверию и самоизоляции. Война — это отмена добродетелей, поэтому они не обсуждают с кем-либо свое прошлое, боясь, что их будут считать недостойными любви. Необходимо противопоставить опыту зла и насилия опыт любви и милосердия. Любовь не может отменить опыт насилия, но она не позволяет все свести только к нему. Это был интересный по форме доклад, хотя и оставивший после себя привкус психологизма вместо христианского взгляда. Тем не менее, он пробудил множество вопросов, один из которых звучал не только в этот день: могут ли христиане иметь или применять оружие? 

Вторым докладывает филолог и библеист Михаил Селезнев. Псалмы иногда поражают словами ненависти и проклятий. Мы часто повторяем их, они являются основой нашего богослужения. Что делают эти строки в Новом Завете? В России эта тема не так актуализирована, поскольку Псалтирь читается в церковнославянском переводе. Это не так цепляет сознание, даже если слова понятны. В православии существует традиция аллегорической экзегезы, но есть и исторический контекст появления этих строк псалмов. Насилие сплачивает общество, являясь конституирующим элементом падшего мира. Сегодня мы живем в относительно благополучном мире, но окажись мы в другой ситуации, сможем ли мы говорить словами Нагорной проповеди или будем говорить словами псалмов? Возможно, нам стоит перестать притворяться, будто у нас нет таких слов, выговорить себя этими словами и стать доступными преображению?

Христос Караколис из Афин проанализировал два понимания мира в новозаветную эпоху: «шалом» и «пакс романа». Ветхозаветный «шалом» есть знак благоволения Божьего, но достигался он путем войны и насилия. В I веке многие иудеи думали установить такой мир через восстание против римлян. Соответственно, когда в Иисусе многие видят Мессию, первосвященник Каиафа боится, что Его объявят военным вождем и начнется священная война против римлян. С его точки зрения, война против римлян обречена, поэтому надо послать Иисуса на смерть, чтобы спасти народ. Так Каиафа опирается на человеческий мир и отказывается от мира Божьего. Каиафа, синедрион и Пилат закрывают глаза на присутствие Бога в этом мире и поддерживают безбожный «пакс романа». Таким образом, «шалом» и «пакс романа» сходятся вместе в отрицании Христа. Конечной победой Христа и Его интронизацией является Крест. До Креста мир невозможен. Последним словом Христа становится его Воскресение. Он победил мир и даровал мир всем Своим ученикам на все времена. Его мир иного рода: «мир Мой даю вам...»

Из других интересных выступлений в эти четыре дня были: доклад о. Иоанна Бэра, декана Свято-Владимирской семинарии, о созидании мира между христианскими общинами в Риме в деятельности св. Иринея Лионского и доклад сестры Магдалены из Эссекского монастыря — о любви к врагам в духовном наследии прп. Силуана Афонского.

Завершающим был доклад в субботу митр. Каллиста (Уэра) о блаженстве миротворцев. Мир не пассивен — это активная творческая сила. Он не приходит сам по себе: к нему надо стремиться и искать его. Мир — это не программа, а живая личность Христа. Он есть мир наш. Слова в конце литургии «с миром изыдем» не означают, что теперь мы можем пойти и попить кофе. Христос дал себя нам, теперь мы должны идти и подарить себя другим. Евхаристия делает нас дьяконами мира. Мученица мать Мария (Скобцова) подчеркивала, что путь к Богу лежит через других людей. На Страшном суде Бог не спросит нас, сколько поклонов мы делали, но спросит, накормили ли мы голодных, посетили ли больных... 

Наталия Игнатович в пятницу представила свой доклад о миротворчестве в деятельности Николая Неплюева. Суть выступления сводилась к следующему. Миротворчество Неплюев понимал в нескольких смыслах: как примирение людей с Богом, ради чего и воплотился Христос, как примирение человека с другим человеком и со всем творением. Примирение с Богом ведет к вере воплощенной и желанию единения с другими христианами в общины и братства. Жизнь братства, отношение к природе и труду было следствием христианских отношений. В конце жизни, понимая, что страна гигантскими шагами движется в сторону революционной катастрофы, он пытался объединить людей: светских — в «Партию мирного прогресса» и верующих — во «Всероссийское братство». Но это дело не удалось довести до конца: в 1908 году Неплюев скончался. Сегодня этот опыт может вдохновлять и нас исполнять завет Христа быть миротворцами. Разобщенности и розни мира сего можно противопоставить христианскую любовь и общение, единство духа в союзе мира в общинах и братствах.

Выступает Наталия Игнатович

Доклад Наталии Игнатович вызвал у аудитории живой интерес, особенно — личность Николая Неплюева. И на конференции, и в кулуарах к докладчику многие подходили, благодарили за доклад и задавали вопросы. Многие удивлялись, что не слышали раньше этого имени. Дай Бог, чтобы память о нашем прошлом восстанавливалась, и тем самым исцелялись бы раны разрыва с теми, кто жил до нас и о ком мы, к стыду и сожалению, не знаем.

На конференции происходило невероятно насыщенное общение. Общались все и со всеми, даже если не было единого языка, на котором можно было общаться. Все равно все друг друга понимали. Всем была важна строгая и сосредоточенная регулярная молитва в часовне монастыря Бозе, на которую никто из монахов никогда не опаздывал и никогда ее не пропускал. Конституирующая роль молитвы была, может быть, не так заметна, но без нее, наверное, такого общения могло бы не получиться. Приковывала внимание сосредоточенность братьев и сестер общины Бозе на общении с тем человеком, который стоял перед ними. Этому тоже стоит у них учиться.

3–6 сентября 2014 года

По материалам газеты «Кифа». http://gazetakifa.ru/content/view/5076/19/

 

Фотографии Наталии Игнатович

 

 

ВверхСчетчики

                Рейтинг@Mail.ru  


Счётчик © 2001 - . «Дорога Вместе»
Web-Master