год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати  

Репортаж


Митрополит Сурожский Антоний:
образ современного христианства

 

Юлия Зайцева

25 сентября в Культурном центре «Покровские ворота» состоялась международная конференция «Христианство в мире постмодерна: к 100-летию со дня рождения митрополита Антония (Блума)». Помимо докладов, затрагивавших разные аспекты его духовного наследия, на ней были представлены новые материалы из архива владыки, проливающие свет на его отношение к проблеме преодоления христианского разделения.

 

Организаторы конференции — Библейско-богословский институт св. апостола Андрея (ББИ), факультет теологии Амстердамского университета, фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» — решили обсудить на форуме тему «Христианство в мире постмодерна». «Для многих православных, католиков, протестантов митр. Антоний был символом современного христианства… Его влияние в Англии далеко выходило за рамки православия», — свидетельствовал ректор ББИ Алексей Бодров, который познакомился с митр. Антонием в начале 1990-х гг.

А. Бодров отметил, что конференция задумана не как мемориальная (хотя воспоминания о Сурожском архиерее тоже были), сколько как дискуссионная, затрагивающая важные темы для современного христианства и межконфессионального диалога.

А. Зубов

Историк, профессор Андрей Зубов представил доклад на тему «Церковь без государства в эпоху постмодерна». Начав с рассказа о древних государствах, которые «возникают в ответ на религиозный запрос людей», историк проанализировал взаимоотношения религии и светской власти вплоть до конца XVIII в. Поставленный во время Великой Французской революции исторический «эксперимент», длившийся два столетия, показал, что мир не может быть нейтральным по отношению к Церкви. В последние 10–15 лет, когда в памяти человечества постепенно стираются ужасы Второй мировой войны, секулярный мир становится все более агрессивен к религии: он навязывает религиозным организациям жизнь по своим законам, рассматривает Церковь, умму и другие религиозные формирования в числе своих, секулярных организаций. «Если вы живете по своим законам — вы тоталитарная секта», — как бы говорит религии мир.

А. Зубов выделил два тренда в нынешних религиозно-государственных взаимоотношениях. С одной стороны, Церковь как институт стремится «опираться на государство, помня, что светская власть, объявляя себя защитником веры, хотя и лишала Церковь духа, но при этом сохраняла плоть. Это многих устраивает». В нашей стране сейчас это очевидно, хотя «это не только русская традиция», пояснил профессор. С другой стороны, светское государство тоже не прочь опереться на религиозные институции, особенно тогда, когда оно терпит кризис. «И это в принципе здоровый путь, потому что это попытка опереться в конечном счете на Христа. Но (…) не надо обольщаться — государство, как брутальная сила, конечно, подчинит себе Церковь. И вот мы оказываемся во вражде с миром, в которой были и всегда, увы. Церкви как мистическому Телу надо привыкнуть жить в этой враждебной среде: не стремиться стать Церковью большинства (хотя это неплохо…), но всегда оставаться "малым стадом" — знамением мира в движении к Царству». В этом задача «Церкви без государства», подытожил докладчик.

Прот. К. Копейкин

Прот. Кирилл Копейкин посвятил свое сообщение поискам Бога в современной науке. Отталкиваясь от парадоксального, на первый взгляд, утверждения митрополита Антония о том, что единственный подлинный материализм — это христианство, священник подробно описал современные эксперименты в области квантовой физики. Он показал, что, возникнув некогда в контексте богословия, наука неизбежно к богословию и пришла: современные ученые, говоря о вселенной как «компьютерной симуляции», «допускают Творца, который создал Вселенную». «Наши представления о мире… радикально должны быть изменены. Митр. Антоний почувствовал то направление, в котором движется современное понимание Вселенной», — уверен о. Кирилл.

Ответственный редактор «Церковного вестника» Сергей Чапнин в докладе «Проповедь и поклонение в информационном обществе. Пророк Иона и путь волхвов» сосредоточился на позиции Православной Церкви в современном информационном обществе. По его мнению, образ жизни и картина мира радикально изменились с появлением новых коммуникационных технологий, однако эти реалии еще не осознаны православным богословием. Приковывая человека к информационному потоку, перегружая его идеологически приправленной и эмоционально поданной информацией о бедах, катастрофах и войнах, медиа отчуждают его от реального мира, «не воспитывают сопричастности, делают человека посторонним наблюдателем».

Д. Строцев

«Православная Церковь тоже не избежала соблазна постороннего и организовала свою жизнь и деятельность по примеру крупных корпораций. Вместо богословского осмысления вызовов современного мира Церковь предпочла сделать акцент в своей информационной деятельности на пиаре (используя не только глубоко секуляризованные понятия "духовно-нравственное возрождение" и "традиционные ценности", но и технологию манипулирования сознанием). Содержанием церковной проповеди становится не живая вера, а идеология, т. е. набор смыслов и соответствующих практик, которые можно продвигать как товар. Полагаю, нам очень многое предстоит сделать, чтобы изменить сложившуюся ситуацию», — считает С. Чапнин.

Важным направлением православного богословия, развитие которого могло бы предупредить «безнадежную секулярную перспективу», докладчик считает богословие образа (на основе концепции иконичности) и богословие общения/коммуникации.

С. Чапнин призвал Церковь «обратить пристальное внимание» на тех, кто создает образ в самом широком смысле (иконописцы, архитекторы, скульпторы, дизайнеры, театральные и кинодеятели и др.), — формируется поколение, которое готово внести новый, уникальный вклад в сокровищницу христианской культуры, а не копировать образцы предыдущих эпох. Докладчик убежден, что эта проблема выходит далеко за рамки собственно истории искусства, но имеет непосредственное отношение к осознанию христианами своей роли в современном мире.

С. Чурсанов

В течение дня на конференции были прочитаны и обсуждены доклады: профессора Тульского педагогического университета, философа В. Назарова «Тема трагизма Божественной любви в "теологии вопрошания" митр. Антония Сурожского», преподавателя ББИ, искусствоведа И. Языковой «"Адам, где ты?" Современные вызовы для христианской антропологии», преподавателя Свято-Тихоновского гуманитарного университета С. Чурсанова «Митрополит Антоний Сурожский о человеке как богообразной личности: христианское свидетельство в ситуации постмодерна», ректора Заокского христианского университета Е. Зайцева «Об истинном достоинстве человека: Антоний Сурожский — врач, священник, человек».

Е. Садовникова и И. Языкова

Е. Садовникова, духовная дочь владыки, представила переведенные ею новые архивные материалы, раскрывающие экуменическую деятельность митр. Антония и его позицию по проблемам христианского единства.

«Церковь станет единой — как бы примитивно и абсурдно это ни звучало, — когда христиане станут христианами». В этой фразе суммируется опыт пастырской деятельности и богословской мысли митр. Антония Сурожского в отношении соединения Церквей, считает Е. Садовникова.  По ее словам, существуют десятки, если не сотни, выступлений митр. Антония и материалов, отражающих его обширную экуменическую деятельность на протяжении более полувека. Для создателя и главы православной епархии на Британских островах проблема разделенности Церквей была предметом ежедневной заботы как в собственной жизни, так и в пастырском служении. Е. Садовникова называет две важных особенности положения митрополита: он жил в странах (Франция, Англия), где главенствующими являлись иные христианские Церкви, а кроме того, проповедовал православие на территории страны, возраст христианства которой на тысячелетие больше, чем в России.

Докладчица затронула основные события в жизни митр. Антония, которые повлияли на формирование его экуменической позиции. Детские психологические травмы (юного Андрея Блума не приняли в католическую школу, предложив сменить вероисповедание), казалось бы, не располагали к межхристианскому общению. Но впечатления времен Второй мировой войны и участия в движении французского Сопротивления заставили его переосмыслить отношение к конфессиональным различиям: как свидетельствовал митрополит в своих воспоминаниях, ему приходилось окормлять физически (в качестве военного хирурга) и духовно и разных христиан, и нехристиан.

Оказавшись после войны в Англии, игумен Антоний постоянно взаимодействовал с инославными. «Создавая в течение 54 лет православную епархию на канонической территории Англиканской Церкви, он не только смог выстроить дружеские отношения с господствующей Церковью, но и завоевать особое уважение и доверие у ее глав — нескольких последовательно сменявшихся архиепископов и представителей», — подтверждение этого Е. Садовникова нашла в документах, хранящихся в Архиве библиотеки Ламбетского дворца. Об активной деятельности, направленной на диалог между христианами, свидетельствуют собранные в архиве документы о регулярных приглашениях митр. Антония на межконфессиональные конференции, в протестантские и католические колледжи, в католические монастыри и т. д., рецензии и отклики, а также переписка с представителями Англиканской Церкви. Накануне кончины, в 2003 г., он был удостоен высшей награды Англиканской Церкви — Никейского креста.

Е. Садовникова подчеркнула, что митр. Антоний не спешил принимать в православие лиц иной конфессии. «Он требовал верности той Церкви, которая открыла человеку Христа в первую очередь… Обязательно было нужно согласовать переход в православие с членами семьи. Так, одна из духовных дочерей митр. Антония свидетельствует, что он потребовал личной встречи с ее детьми 10 и 12 лет и, только убедившись в их сочувствии, принял мать в православие».

Богословское обоснование экуменических воззрений митр. Антония следует искать в его экклезиологии, продолжила докладчица. «Стремление к единству вложил в нас Сам Бог, и именно Он, а не человеческие усилия дарует, в конечном итоге, это единение», — говорил митр. Антоний в одной из лекций. Он утверждал, что понимание единства непосредственно связано с тринитарным богословием: «Понять отношения лиц Святой Троицы возможно только из опыта единства (…), который является отражением Святой Троицы в человеческих отношениях».

Однако в экуменических собраниях православный митрополит не раз предупреждал, что само единство может превратиться в идола. По его словам, цель состоит вовсе не в единении как таковом. «Цель духовной жизни — это истина, а истина — это не что-то, а Кто-то», — приводит Е. Садовникова слова митр. Антония, подчеркивающие христоцентричность его позиции. Он также обращал внимание на то, что совместное участие христиан разных конфессий в социальном служении, в делах милосердия играет существенную роль в сближении. Но социальное служение может стать и препятствием, если оно заслоняет собой глубинные основы единения, «общую устремленность ко Христу».

О. Запрометова

Ощущая разобщенность христиан как вопрос временного человеческого порядка, а не Божественное установление, митр. Антоний подчеркивал, что «разделенность и враждебность присутствуют одновременно с жертвенной любовью Сына Божиего и святых, просиявших в разделенных Церквях». Завершая доклад, Е. Садовникова отметила, что изучение многочисленных бесед и проповедей митр. Антония, произнесенных на английском и французском языках, сулит исследователям и богословам много интересных открытий.

В заключение конференции были зачитаны воспоминания о митр. Антонии представителей второго поколения русских эмигрантов — братьев Кей, которые с детского возраста знали владыку.

 

Источник: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=59399
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=59398

 

Фотографии Светланы Журавлевой

 

 

ВверхСчетчики

                Рейтинг@Mail.ru  


Счётчик © 2001 - . «Дорога Вместе»
Web-Master