Вернуться

Версия для печати  

Дни памяти о. Александра Меня


Дни памяти протоиерея Александра Меня прошли в Москве

 

Юлия Зайцева

Дни памяти протоиерея Александра Меня (1935–1990), приуроченные ко дню его рождения 22 января, в этом году вместили множество разных событий. Это и вечер памяти, который состоялся 21 января в Библиотеке иностранной литературы; и фестиваль христианских театров, который впервые проходил 25–28 января в христианском культурном центре «Встреча»; и трехдневная конференция «Значение трудов прот. Александра Меня в наши дни» 29–31 января.

Конференция открылась очень необычно — концертом памяти о. Александра Меня, который состоялся 29 января в московском Доме композиторов. Выступили несколько хоровых коллективов, были исполнены инструментальные и вокальные произведения, стихи, прозвучала бардовская песня и даже орган.

30–31 января заседания конференции проходили в храме свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине. Первый рабочий день форума был посвящен теме «Пастырство. Миссионерство». Настоятель храма протоиерей Александр Борисов говорил о том, что для своих первых публичных выступлений (после 1988 г.) о. Александр Мень избрал тему жизни и смерти, причем не только на телевидении, где ему запретили произносить слово «Бог», но и на открытии воскресной школы. «Поразительно — он говорил с детьми о смерти, о том, что смерть — это тайна, на которую христианство дает ответ: человек не умирает, а уходит в вечность! Это необычайная смелость пастыря», — сказал о. Александр Борисов.

Евгений Рашковский вспоминал, что в 1970-е гг., после очередных расправ с диссидентами, о. Александр Мень советовал своим подавленным духовным чадам заняться «воспитанием чувств, мысли и веры», поясняя: «Не может быть никакой общественной свободы без тех, кто кропотливо возделывает культурную почву. Иначе свобода быстро вырождается в деспотизм». Все это более чем актуально звучит в наши дни, когда тема свободы просто «вскипает», отметил докладчик. Проблеме свободы христианина был посвящен также доклад Андрея Черняка «Стойте в свободе» (Гал 5:1).

Наталья Большакова рассказала об особенностях о. Александра как пастыря, наделенного особым «даром отцовства». Священник Владимир Лапшин проанализировал «Памятку начинающему священнику», которую о. Александр написал в конце 1980-х. «Священник не жрец, не начальник, а пастырь», — эта мысль о. Александра оказывается не такой уж очевидной для многих его нынешних коллег. Сам о. Владимир, рукоположенный почти 30 лет назад, до сих пор соотносит свой пастырский настрой с этим небольшим, но таким важным текстом.

Должен ли христианин занимать активную позицию в общественной жизни, интересоваться политикой? Лилия Ратнер считает, что ключ к ответу на этот вопрос надо искать в новозаветной антиномии: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1 Ин 2:15), но — «…Так возлюбил Бог мир…» (Ин 3:16). Докладчица нашла ответ в беседе о. Александра «Два пути понимания христианства». По ее словам, для него было очевидно, что христиане не могут абстрагироваться от проблем современности, потому что «христианство пропитывает всю жизнь; все, что происходит в обществе, касается Церкви». Задача членов Церкви — «учиться у святых любви» и «не превращать православие в идеологию».

Не сговариваясь, некоторые докладчики как бы подхватывали и продолжали мысль друг друга. Так, Марина Михайлова также коснулась темы отношения христиан к тому, что происходит в мире. Она раскрыла слова о. Александра о доверии Богу через анализ стихов Пушкина и Мандельштама, где речь идет об «акте беспримерного доверия хаотичному, грозному, непредсказуемому миру и через это — доверии Богу», о нравственном выборе у «бездны мрачной на краю».

О противостоянии миру и о диалоге с ним говорил также директор Культурного центра «Покровские ворота» Жан-Франсуа Тири. По его словам, Церковь на Западе и на Востоке оказалась сейчас на перепутье: с каких позиций взаимодействовать с миром — предъявляя «защиту ценностей» и этических норм или же свидетельствуя о «встрече с Христом как об актуальном событии». В этом смысле «революция радости и нежности», как иногда называют «программу» Папы Франциска, «беззащитная красота веры» гораздо сильнее «защиты ценностей», уверен представитель Католической Церкви.

Роза Адамянц представила доклад «О. Александр Мень о христианском единстве».

На следующий день, 31 января, доклады группировались вокруг тем «Христианство и культура», «Каритативное служение». В своем выступлении Павел Мень расказал о неизданном наследии о. Александра, доклад прот. Вячеслава Перевезенцева назывался «Размышление над Апокалипсисом. Отец Александр Мень и Андрей Тарковский», Владимир Илюшенко говорил о вере и культуре в творчестве о. Александра Меня, Никита Шкловский назвал свое выступление «Рассказывай еще! Тебя нам слишком мало...».

Разным аспектам социального служения посвятили свои выступления Евгений Проценко. «Отец Александр Мень и свобода от зависимости», Лина Салтыкова «В присутствии Отца», Юрий Белановский «Социальное служение и Церковь: что было, что есть, чего ждать», Владимир Берхин «Почему фонд "Предание" — тоже наследие о. Александра Меня», представитель «Общины св. Эгидия» в России Алессандро Салаконе «Культура милосердия».

С аудиозаписями докладов можно ознакомиться на сайте Христианского культурного центра «Встреча».

 

Печатается с сокращениями

 

По материалам сайта http://blagovest-info.ru/

 

Фотографии Светланы Журавлевой

 

 

                @Mail.ru  


© 2001 - . « »
Web-Master