Вернуться

Версия для печати  

Представляем новые книги


«Самая глубокая точка жизни человека»

 

Круглый стол «Сила возраста: размышления о старости в современном мире» состоялся в Москве

 

Светлана Файн, Дмитрий Власов

Круглый стол «Сила возраста: размышления о старости в современном мире» состоялся 8 апреля в Библиотеке иностранной литературы. Он был организован Представительством Общины святого Эгидия в России по случаю выхода книги «Сила возраста: уроки старости для семей и молодежи» (Алетейя, 2015). Переполненный Большой зал Библиотеки с трудом вмещал более трехсот участников разных возрастов, представителей общественных организаций и государственных структур, студентов и пенсионеров, множество людей, неравнодушных к теме старости.

Ведь тема эта, как заметил в своем вступительном слове Алессандро Салаконе, представитель Общины святого Эгидия в России, касается всех, причем не только в Европе, но и в Азии, в Африке, в Америке. «Это парадоксально, — сказал он, — веками человечество стремилось к продлению жизни, а теперь не знает, что делать с этими отвоеванными годами». Старость часто представляется приговором, патологией, кораблекрушением, а общество, по выражению Папы Франциска, «отбрасывает» своих стариков, как отбрасывает все слабое, что кажется ненужным.

Многие не видят смысла в старости и боятся ее. Поэтому так нужна в нашем обществе новая культура отношения к старости, разносторонний взгляд на старость не только как на проблему, но и как на новые возможности в жизни. Внести вклад в созидание такой культуры и стало целью круглого стола.

О потребности в культуре отношения к старости так или иначе говорили все докладчики. Известный телеведущий Владимир Познер (он, кстати, рассказал собравшимся, что на днях ему исполнилось 82 года) сформулировал очень четко: «Отношение общества к людям старым говорит о том, какое это общество». Он говорил о том, что люди боятся старости, немощей, болезней, одиночества, и страх этот связан с отношением к старикам общества и прежде всего семьи, с тем, что уходят морально-этические нормы, исчезает почтение к старости. То почтение, которое есть еще в менее развитых обществах, которое побуждает молодого всадника в Сванетии спешиваться, проезжая мимо старого человека. «Надо менять отношение людей к старости, — подвел он итог, — для этого существует масса средств: телевидение, СМИ, кино — есть множество способов заставить задуматься, ведь каждый будет стар».

Повторив несколько раз, что он является атеистом, Владимир Познер при этом отметил, что нисколько не сомневается в правдивости библейского повествования о долгожительстве Адама и его непосредственных потомков. Процессы старения, считает телеведущий, стали присущи людям позже. Подтверждение этой гипотезе он находит в биологии, диплом по которой получил в свое время в МГУ: например, ученые установили, что организм гренландского кита, который живет около 200 лет, вообще не подвержен старению.

О том, что главное — наше отношение к старости, говорил и протоиерей Михаил Потокин, председатель Комиссии по церковному социальному служению г. Москвы. Обращаясь к восприятию старости Церковью, он отметил, что для Церкви старость — «не худо», «старость праведника является венцом его жизни, самая красивая, глубокая, самая интересная точка жизни человека». Современный культ молодости часто не позволяет увидеть красоту старости, которая может и должна быть красивой, мудрой и достойной. В Церкви «старцы являются наставниками, носителями духовного сокровища, и могут делиться им и помогать многим». Большое внимание о. Михаил уделил «ценности семьи как единого целого, выражающей заботу о стариках и молодых». Обращаясь к опыту Общины святого Эгидия, о. Михаил говорил и о дружбе со стариками: «В дружбе люди равны, но в равенстве один может помогать другому, материально и духовно».

Самой большой нашей бедой назвал социолог, директор Центра методологии социальных исследований РАНХиГС Дмитрий Рогозин взгляд на стариков как на объект забот, а не как на людей, которые принимают решения. Он поставил перед собой задачу показать, что «всем возрастным группам — среднему возрасту, молодежи, детям очень нужны старики». И выделил четыре причины. Во-первых, в старости возможно «медленное» размышление, а не принятие поспешных решений. Помимо этого, в старости есть тяга к постижению нового. 30% 60-70-летних хотят учиться, но предлагается им лишь усредненный набор образовательных программ, не учитывающих их интересы, отметил социолог. У старых людей, по словам Рогозина, «фантастическое восприятие времени», которое не сжимается до одного дня, до яркого информационного повода, о котором забывают уже на следующий день. И последнее — это ощущение ценности семьи: «старший человек часто собирает, не только физически, но и духовно, разбросанную по городам семью показывает, как можно общаться, а без семьи в нашем мире не прожить».

Писательница Людмила Улицкая начала свое выступление с воспоминания о том, как в девяностые годы она, участвуя в социальной деятельности московского прихода свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине, разносила обеды одиноким старикам. Главным открытием, сделанным в ту пору, стало понимание, что «старики разные, личностные особенности человека сильно превышают возрастные», потому что они зависят от того, с каким человеческим капиталом приходит человек к старости. Встречаются люди совершенно закрытые, которые так и не смогли научиться принимать помощь, а бывают очень светлые. Из осознания этого рождается очень личный вопрос: каким стариком станешь ты? Людмила Улицкая говорила также о необходимости объединить усилия для помощи пожилым людям, любым — хорошим и приятным или неприятным и отталкивающим — и выразила свою признательность тем, кто сейчас трудится для улучшения жизни стариков.

Разговор о создании культуры отношения к старости, которая не смотрела бы на стариков как на категорию и объект помощи, а видела бы их ценность, продолжила Светлана Файн, координатор движения «Друзья общины святого Эгидия». Исходя из двадцатилетнего опыта общения с пожилыми людьми, она говорила о том богатстве, которое дает это общение. О ценности бескорыстных человеческих отношений, памяти как идентичности народа и его живой истории и памяти войны, являющей свидетельство важности мира, о ценности молитвы стариков, которая может обнимать весь мир. По словам Светланы Файн, необходимо делать все возможное, чтобы люди в старости оставались жить дома. И это не только забота государства — необходимо создавать вокруг пожилых людей сеть солидарности, в которой могут участвовать все. Так, начатая Общиной святого Эгидия кампания «Подари час» призывает посвятить один час в неделю общению со стариками и получить взамен много радости. «В обществе, где есть место старым и слабым, где воссоздаются разорванные связи поколений, больше общности и человечности, — заключила выступавшая, — и лучше от этого всем».

 

Источник: http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=67443

 

Фотографии Светланы Журавлевой

 

                @Mail.ru  


© 2001 - . « »
Web-Master